Бизнес-школы: кого и как они учат

31 июля Русской Школе Управления, одной из крупнейших бизнес-школ в стране, исполнилось 14 лет. Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления, рассказала Rjob, как изменился рынок бизнес-образования за эти годы.

Бизнес-школы - для управленцев Если до конца 90-х годов в России традиционно считалось, что дополнительное обучение необходимо только рядовым сотрудникам, то где-то в начале нулевых произошло важное изменение. Теперь и руководители начали понимать, что им самим тоже периодически нужно чему-то учиться: управленческим навыкам, руководящим компетенциям и многому другому.

Именно в ответ на эту потребность появилась Русская Школа Управления. Тогда практически не было серьезных бизнес-школ, нацеленных именно на управленцев – на рынке преобладали отраслевые курсы повышения квалификации: для юристов, бухгалтеров, менеджеров по продажам.

Mini MBA Одним из первых запущенных в РШУ форматов был Мini МВА. Мы стали первыми в России, кто сделал возможным обучение на МВА без отрыва от работы, в сжатом виде, убрав довольно большую часть западного теоретического блока и оставив только практическую часть, применимую в России. В итоге программа сократилась до 6 месяцев, и получился экспресс-курс, который, на наш взгляд, будет полезно пройти любому руководителю. А то, что скоро мы будем поздравлять десятитысячного выпускника этой программы, подтверждает, что она по-прежнему крайне востребована в российских условиях.

Директорские курсы Еще один формат, созданный для управленцев – это директорские курсы. Это отраслевые программы: о продажах, маркетинге, финансах и т.д. Но если обычно они подавались бизнес-школами как профессиональное образование для специалистов в этих сферах, то на директорских курсах мы показываем руководителям, как им контролировать работу различных отделов компании. Эти курсы помогают человеку, который не является, например, специалистом в маркетинге, понять ключевые точки, через которые можно повышать эффективность маркетинга, контролировать маркетологов, задавать маркетинговую стратегию.

Углубленные курсы для топ-менеджеров

Часто случалось так, что руководители приходили в РШУ, получали знания и новые инструменты, заряжались идеями, но сталкивались с проблемой реализации этих идей: они говорили с командой на разных языках. Поэтому было решено ввести курсы для функциональных руководителей с разной глубиной погружения, с более углубленным изучением тех или иных вопросов. Такое обучение позволяет компании сформировать целую команду единомышленников, говорящих на одном языке и понимающих друг друга с полуслова. Прикладные курсы Еще одна новая тенденция - появление прикладных форматов по отраслям: например, по продаже финансовых услуг, недвижимости, по ресторанному бизнесу и так далее. Сейчас очень большой спрос на отраслевую специфику.

Корпоративный формат Не теряет своей актуальности и корпоративный формат: в этой сфере в будущем кардинальных изменений не предвидится. Компании по-прежнему направляют на обучение целые отделы, а наши преподаватели разрабатывают программы обучения под их нужды. С каждым годом спрос на подобные программы только увеличивается.

«Быстрые» программы За эти годы изменения произошли не только в наполнении курсов, но и в их продолжительности.

Рынок становится все более динамичным, у людей не хватает времени на обучение, поэтому наиболее востребованы быстрые программы, когда учащийся может выйти из цепочки своих дел, подняться над ней, посмотреть стратегически на всю ситуацию, проконсультироваться с преподавателем и понять, что нужно менять. После этого можно возвращаться в офис и внедрять изменения, причем по четко определенным вопросам.

Очно или заочно? Фактор нехватки времени скажется на рынке бизнес-образования в будущем. Именно поэтому дистанционное обучение – тренд последних нескольких лет. Но РШУ пока не спешит гнаться за модой на этот формат, у нас всё еще преобладает очное обучение. Ведь у очного формата есть неоспоримые плюсы: в первую очередь, это возможность полностью погрузиться в процесс, лично пообщаться с преподавателем-экспертом и обсудить с ним острые вопросы. Именно за этим к нам по-прежнему едут участники со всей России, и мы не можем им в этом отказать.

Однако в будущем, возможно, появятся какие-то очно-заочные форматы, когда руководитель приезжает на очную сессию, а после этого сотрудники получают информацию дистанционно.

Micro, Nano, … Наблюдается тенденция и к еще большему уменьшению форматов. Сначала был формат МВА, в России больше прижился Мini МВА, а сейчас мы практикуем формат Micro МВА – это обучение по узким темам. Руководители наших кафедр часто шутят о том, что скоро может появиться и формат Nano МВА, то есть обучение по конкретному короткому вопросу на 2-3 часа.

В целом, рынок бизнес-образования очень динамичен и подстраивается под потребности бизнеса. Перед прохождением обучения нужно всего лишь определиться с целями и задачами, которые нужно решить, а консультанты бизнес-школы подскажут, какой формат подходит больше всего.