Рецензия к фильму "Царство небесное" от Lane

Только Бог дарует победу

"Церковь — это дело рук людских. При слове «церковь» я вижу толпы фанатиков, рьяно рвущихся исполнять божью волю. А в глазах убийц слишком много религии. Святость — она в твоих делах. В защите тех, кто не может за себя постоять. И в милости, что господь являет. Святость здесь (показывая на голову) и здесь (показывая на сердце), и от твоих решений зависит, благочестив ты или нет." (Госпитальер главному герою)

Хороших фильмов на тему Средневековья очень мало. Сложно воссоздать максимально точно события столь давние, не перевирая исторических фактов, удачно воссоздать сцены сражений и додумать интересный сюжет. Ридли Скотт, как режиссер со стажем, в таких делах (взять хотя бы "Гладиатора") внушает доверие. Стоит ли уповать на него? Начнем с того, что сюжет основан на реальных событиях конца 12 века нашей эры. Главный персонаж - кузнец Балиан, более известный зрителю как Леголас или Уилл Тернер (да, играет Балиана Орландо Блум). Внезапно к нему заявляется мужчина, который говорит, что он его отец, а затем зовет с собой в Иерусалим.

После раздумий и некоторых событий главный герой решает отправиться в Святую землю, чтобы искупить грехи. Уже в Малой Азии отец посвящает сына в рыцари, взяв с него клятву чести. С этого момента и начинают происходить основные события. Хочу отметить, что Блум играет идеального рыцаря, который защищает слабых, помогает обычным людям и не гонится за богатством и почестями.

Напомню, что в это время (да и не только) у христиан были, так скажем, не очень хорошие отношения с мусульманами. Несмотря на хрупкое подобие мира, которое король Балдуин Четвертый пытался поддерживать, тамплиеры все время открыто проявляли неприязнь к представителям другой культуры, что в конечном итоге привело к войне и осаде Иерусалима великим султаном Саладином в 1187 году.

Теперь, когда я слегка ввел вас в курс дела, хочу поговорить, собственно, о подходе режиссера и всей команды к съемке фильма. Безусловно, работа была проделана гигантская. Тысячи костюмов, кольчуг, заказанных в Китае, актеров (даже с позволения короля Марроко наняли около полутора тысяч солдат марроканской армии для массовки) и декораций вместе создают чувство восхищения, от которого захватывает дух.

Внешний вид огромных армий крестоносцев и сарацинов тоже весьма впечатляет, особенно в середине фильма, когда Саладин пытается покарать мародерствующих тамплиеров (к этому моменту вернусь позже). И даже несмотря на то, что король Балдуин скрывает свое лицо под маской, Эдвард Нортон, играющий его, прекрасно вжился в роль умирающего от страшной болезни человека. А Лиам Нисон, который в фильме является отцом Балиана, как всегда талантливо отыгрывает в драматичных и пафосных моментах. Сама осада Иерусалима поставлена тоже прекрасно. Хотя бы то, что для съемок в самом деле было отстроено три осадных башни, каждая из которых весила по 17 тонн, и четыре катапульты, очень впечатляет. В моменты сражений отчетливо чувствуются безумная ярость и страстная ненависть противников друг к другу, и поэтому дерутся они до последней капли крови.

Также хорошо показаны человеческие слабости, неоднозначность христианской религии и тех, кто проповедует ее. Но все же именно вера играет большую роль для тех, кто хочет попытаться понять людей того времени, ведь для них это было нечто большее, чем сейчас для человечества. В Боге искали спасения, искупления и наставления в будущих делах, что реально подвигало многих на подвиги во имя высшей цели.

Поэтому именно сейчас я и хочу коснуться момента, о котором обещал упомянуть ранее. Когда под пафосную музыку появляется армия крестоносцев с огромными знаменами, Великим иерусалимским крестом, это пробирает смотрящего до мурашек, потому что ощущается великое значение веры для людей, идущих на смерть. Момент действительно сильный.

Фильм довольно реалистичен (кроме эпизода, где германец, раненный арбалетным болтом в шею, продолжает сражаться), поэтому жестокость, которая занимает большУю часть экранного времени, может не всем понравиться.

Пожалуй, единственным недостатком фильма является пренебрежение некоторыми историческими фактами. Например, сам Саладин, хоть и был справедливым и мудрым человеком, но христиан и паломников казнил знатно, а в "Царстве небесном" он показан скорее как милосердный правитель. Также, конечно, никакой армии в 200 тысяч человек у него не было (максимум 35-40), поэтому какого-то существенного перевеса на стороне мусульман не наблюдалось.

В общем, на этом я и хочу закончить. Фильм, конечно, назвать историческим сложно, хотя за основу взяты реальные события (тот же Балиан существовал на самом деле). Скорее это просто эффектная интерпретация происходящего в то время, которая пусть и долгая (3 часа), пусть и не всегда логичная, но все же интересная и захватывающая.