Авторитет руководителя: как разрушить и как построить

У вас может ничего не остаться. Но если сотрудники вам верят и за вами идут, вы спасете компанию в любой шторм. Как стать таким лидером?

Став руководителем любого уровня, менеджер, так или иначе, сталкивается с задачами, которые можно описать, поставив несколько вопросов. На чем сконцентрировать свое внимание в первую очередь? Какие усилия позволят объединить сотрудников в решении проблем и вызовов? Что в большей степени укрепит дух в компании? Что сэкономит драгоценное время, сократив до минимума споры и выяснения отношений внутри коллектива? А что исключит предательство и банальное воровство активов организации.

Врагов у руководителя действительно много, а вот союзник только один. Его зовут Авторитет. С одной стороны, он в одиночку способен справиться с любыми из перечисленных врагов и не только. С другой стороны, справедливо утверждение, что именно те, кто недооценивает роль авторитета в успехе руководителя, всегда ищут оправдания своим провалам и неудачам в никудышных сотрудниках, плохой конъюнктуре на рынке, в жадных банках или даже в несчастливом гороскопе. Занимающихся подобным самообманом, взявшихся руководить другими, к сожалению, целые армии. Им даже невдомек, что, лишь озвучивая подобные версии своих неудач, они прямым ходом движутся к еще более глубокой пропасти в своей карьере, нанося разрушительные удары по своему единственному союзнику.

Пять распространенных ударов по авторитету руководителя

1. Управление в стиле чайки. Чайка прилетает и неприятно кричит. Руководитель-чайка внезапно обрушивается на головы своих сотрудников с очередной своей «гениальной идеей», ломает согласованный ранее порядок работы, наводит хаос и улетает до появления очередной «божественной искры».

2. Высокомерие. Пренебрежительное, надменное поведение любого человека вызывает отторжение, особенно, если этот человек вылез на вершину и подсветил себя прожекторами власти. Яркий свет только подчеркивает уродство и недостатки того, кто ставит себя выше других. Невнимательность, пренебрежительное отношение к другим людям делает глубочайшие пробоины в авторитете руководителя. Если клиенты жалуются на ваших сотрудников, что те не внимательны, грубы или безразличны, наверняка, в вашей компании себя прекрасно чувствует вирус высокомерия.

3. Слабость. Авторитет не сможет снискать себе и тот руководитель, который позволяет сотрудникам самостоятельно переформулировать его распоряжения. Другой пример слабости, когда, взявшись за дело, человек не доводит его до конца и берется за новое. Как правило, сотрудники и клиенты в таких компаниях чувствуют себя брошенными, когда на первом этапе знакомства или этапе продаж к ним было повышенное внимание, а через некоторое время внимание пропало без видимых на то причин.

4. Неспособность слышать и понимать. Нет, со слухом у такого руководителя все в порядке. У него не развиты те части мозга, которые отвечают за понимание состояния другого человека. Обычно, данный тип руководителей прикрывает свою слабость в понимании других такими словами: «Я ориентирован на результат». Трагедия в том, что устойчивый результат невозможно получить без выстраивания уважительных отношений с окружающими нас людьми. Если руководитель, который бравирует тем, что он ориентирован на результат, не ипэшник, то он должен согласиться с тем, что не он сам создает этот результат, а в его создании задействовано огромное количество сотрудников. Именно от них зависит, каким будет этот итог работы, и как ее оценит клиент. Руководитель с плохим «слухом» никогда не узнает, что такое уважение и авторитет, и чем отличается руководство от работы надзирателя, которой он, на самом деле, сейчас занимается.

5. Несправедливость. Эта черта имеет бесчисленное количество проявлений. От двойных, тройных стандартов в компании до отсутствия элементарного внимания к сотрудникам. От необъективной системы поощрения, до не так брошенного слова или взгляда. В нашей культуре люди очень остро и болезненно относятся к несправедливости. Руководитель, не уделяющий этому вопросу значительную часть своего времени и душевных сил, никогда не будет считаться своими сотрудниками справедливым, что намертво замурует ему дверь в зал славы, признания и авторитета.

В действительности, руководитель управляет с максимальным КПД только за счет высокого уровня авторитета. Чем он ниже, тем больше потерь в качестве исполнения распоряжений испытывает компания. Измерить свой КПД авторитета (КПДА) очень просто. Если вы замечали, что не все ваши распоряжения выполняются с оговоренным качеством и сроком, то вы имеете в распоряжении прибор измерения. Чем больше вам надо контролировать, проверять, давать «волшебных пинков», тем ниже ваш КПДА. Только не дайте себя искусить тем, что вы решите, что причина низкого КПДА в никудышных, глупых и жадных сотрудниках. Мысль эта может и согреет вас ненадолго, как алкоголь на морозе, только конечный эффект будет все равно отрицательный. Когда действие спирта пройдет, а лишенное тепла тело останется один на один с морозом, оно замерзнет. Если подобная судьба вашего бизнеса вас не греет, то самое время узнать, как закачивать энергию в столь драгоценного для руководителя союзника.

Авторитет – феномен весьма капризный. Его можно сравнить с плазмой в термоядерном реакторе. Энергией обладает безграничной, но удержать ее очень сложно. Тем не менее, это не повод, чтобы не бороться за него. Именно в этой борьбе и создается человек, личность, которая имеет право называться руководителем.