Алёна Давыдова: «Мне хотелось снять простое кино про простых людей»

C 6 по 13 июня 2016 в Сочи проходит XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Конкурсная программа этого года богата на дебюты: один из них — фильм «Иван» от кинокомпании «Север» о потерявшемся в повседневности бывшем лётчике, жизнь которого меняет встреча с маленькой девочкой. Режиссёр Алёна Давыдова и продюсер Алексей Герман-младший рассказали порталу «ПрофиСинема» – многолетнему информационному партнеру фестиваля — о создании картины.

Корреспондент: Как зародилась идея сценария фильма «Иван»?

Алёна Давыдова: Сложно объяснить процесс творчества — это ведь всегда очень интуитивно. Раньше я работала ассистентом в других проектах, в какой-то момент мне стало казаться, что эти фильмы чересчур наиграны, сложны. Я подумала: куда пропало простое кино про простых людей? В самом начале хотелось придумать простую историю: один день, два героя, несложные локации.

Корреспондент: Как бы вы сформулировали тему фильма?

Алёна Давыдова: Это история человека по имени Иван, который живет в маленьком городе, работает водителем на скорой помощи. Каждый его день похож на другой, у него нет никаких надежд и планов. Однажды на пороге его дома появляется маленькая девочка, которая меняет и жизнь Ивана и его самого.

Корреспондент: Как героиня Полины Гухман меняет жизнь бывшего лётчика, которого играет Кирилл Полухин?

Алёна Давыдова: Если бы не Тоня со своим взглядом на жизнь, со своей настырностью и даже нахальством, то не вырваться бы Ивану из жизненного болота, в которое он попал из-за слабости.

Корреспондент: Есть ли у картины референсы?

Алёна Давыдова: Любой фильм о взаимоотношениях взрослого и ребёнка, а их много, можно считать референсом. Но у «Ивана» конкретного референса не было.

Корреспондент: Как сложилось сотрудничество с кинокомпанией «Север»?

Алёна Давыдова: Когда я написала сценарий, решила показать его своему мастеру, Игорю Федоровичу Масленникову. Ему понравилась моя работа — он сначала хотел сам взяться за съёмки, но не удалось получить финансирование у Министерства культуры. От него сценарий попал к Нелли Аржаковой, которая показала его руководству кинокомпании «Север» — они приняли решение, что имеет смысл запускать проект. За время работы над картиной были и споры, и разногласия, как всегда это бывает в кинопроизводстве. Но всё это было только на пользу мне, дебютанту, и фильму. Я благодарна кинокомпании за искреннюю помощь на каждом этапе и за неравнодушное отношение.

Корреспондент: Насколько мне известно, сценарий был озаглавлен, как «Тоня», а фильм называется «Иван». Почему вы сместили акцент?

Алёна Давыдова: Изначально история была о девочке Тоне. В процессе работы над сценарием, съемок и монтажа так получилось, что акцент сместился, и главным героем стал именно Иван. Это его история.

Корреспондент: Что для вас было самым важным при выборе актёров?

Алёна Давыдова: В первую очередь я хотела увидеть своих героев воочию, убедиться в их существовании. Мы очень долго выбирали главную героиню — Тоню. Всего просмотрели около двух тысяч девочек. Хотелось, чтобы актриса точно попала в психофизику Тони — чтобы не было никакого «сопромата» между её характером и характером героини. В результате мы нашли Полину Гухман. С Иваном тоже были некоторые сложности, но Кирилл Полухин — моя большая удача. Он пришёл на кастинг в тот момент, когда у нас оставалось три претендентки на роль Тони, на «подыгрыш» (хотя актёры очень не любят этого слова). Когда я увидела в паре Кирилла и Полину, поняла, что нашла своих героев.

Корреспондент: Как долго шла подготовка к съёмкам и сколько занял съёмочный период?

Алёна Давыдова: Съемочный период был 20 смен. Подготовительный занял очень много времени: это связанно и с кастингом главных героев, и с выбором натуры, и с консервацией проекта.

Корреспондент: Где вы снимали картину?

Алёна Давыдова: Съемки проходили в Питере и в Ленинградской области — в Ломоносове, Гатчине, Кронштадте. Герои постоянно в пути, поэтому натурных съемок было больше, чем интерьерных. При выборе натуры важным было максимально уйти от характерных «питерских» пейзажей. Хотелось сделать историю ни «питерскую», ни «московскую»: чтобы действие происходило в условном универсальном городе N, близкому каждому зрителю.

Корреспондент: Что для вас оказалось самым трудным в производстве полного метра?

Алёна Давыдова: Картина дебютная, поэтому трудностей хватало и в подготовительном периоде, и в съемочном, и в монтажно-тонировочном. Мне особенно было трудно на тот момент, когда мы начали дорабатывать сценарий — очень тяжело переписывать свою работу. Всё равно, что играть самому с собой в шахматы.

Корреспондент: В вашем фильме звучит музыка группы «Аукцыон». Это реверанс картинам Алексея Балабанова?

Алёна Давыдова: В картинах Балабанова звучит не только «Аукцыон». При всём моём уважении к творчеству Алексея Балабанова, это не реверанс. Композиция «Летел и таял», по моему мнению, наиболее точно характеризует внутреннее состояние главного героя.

Корреспондент: Ваша дебютная полнометражная работа заслужила внимание профессионального сообщества и вошла в конкурсную программу «Кинотавра». Как вы восприняли эту новость? Рассчитываете ли на победу?

Алёна Давыдова: Естественно, «Кинотавр» — огромное событие для меня. В конкурсе много достойных работ. И то, что картина «Иван» в их числе, уже победа.