На какой работе можно получить квартиру?

Работники определенных специальностей имеют право на получение служебного жилья. Это жилье выделяют из числа жилых помещений, которые находятся на балансе города (муниципальное жилье), конкретного министерства (ведомственное жилье) или предприятия (корпоративное жилье).

Кто имеет право на служебное жилье?

Согласно Жилищному кодексу РФ, служебная квартира предоставляется государственными или местными органами власти, при этом у гражданина и его семьи не должно быть собственного жилого помещения в том регионе, где ему предстоит трудиться.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебное жилье предоставляют только тем гражданам, которые работают:

— с органами государственной власти;

— с органами местного самоуправления;

— с государственными или муниципальными предприятиями.

Также служебные квартиры положены лицам, которых назначили на государственные должности РФ либо избрали на выборные должности. Предоставление служебного жилья практикуется некоторыми частными организациями, имеющими корпоративное жилье.

На какой работе обычно дают служебную квартиру?

Какие именно категории граждан имеют право на получение служебной квартиры, определяют федеральные законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также решения и постановления, принятые на местном уровне. Соответственно, категории специалистов, которые могут получить квартиру на время своей работы, определяют на региональном уровне. «Служебное жилье дается тем лицам, которые работают в правоохранительных структурах, находятся на воинской службе, судьям, а также частично тем, кто является бюджетниками: учителя, врачи и т. д. Всем им дается временное служебное жилье», — рассказал АиФ.ru адвокат Олег Сухов. Размер оплаты за пользование служебным помещением или плата за наем также устанавливаются по тарифам и ценам региона.

В большинстве случаев право на служебное жилье получают:

— учителя и врачи (жилье предоставляется в том случае, если специалисты согласятся поехать работать в сельское муниципальное образование);

— работники таможенных органов, судьи, налоговики;

— работники сферы ЖКХ;

— сотрудники МЧС;

— работники правоохранительных органов, которых отправляют на службу в другой город или населенный пункт;

— госслужащие (судьи, чиновники, работники министерств и ведомств и др.);

— военнослужащие;

— депутаты.

Каков порядок получения служебного жилья?

Для получения служебного жилья, помимо заявления, необходимо предоставить еще несколько документов: обычно это копия паспорта, копия трудовой книжки, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), копия свидетельства о заключении (или расторжении) брака, справка о составе семьи, копия трудового договора или контракта (в ней должен быть прописан срок, в течение которого продлятся трудовые отношения), а также ходатайство или заявление со стороны работодателя.
Служебное жилье выделяется по решению органов власти или муниципалитета. После принятия такого решения заключается договор найма служебного жилого помещения. Согласно договору, работник обязан вносить регулярно плату за пользование помещением и оплачивать все коммунальные услуги. Кроме того, гражданин должен за свой счет производить текущий ремонт (капитальный ремонт оплачивается собственником помещения).

На какой срок выдается служебное жилье?

Служебное жилье предоставляют лишь на время выполнения человеком служебных обязанностей, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. На такой жилплощади предусмотрена только временная регистрация. После увольнения или прекращения полномочий квартиру нужно будет освободить.

Можно ли приватизировать служебную квартиру?



Возможность приватизации служебного жилища предусмотрена ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно закону, служебная квартира может быть приватизирована, если есть разрешение собственника на приватизацию и заключен договор социального найма на квартиру, которая потеряла статус ведомственной. То есть решение о приватизации служебного жилого помещения является исключительным правом собственников. Чтобы приватизировать такое жилье, нужно сначала снять с квартиры статус служебного жилья, а потом заключить в отношении нее договор социального найма.

Узнать статус недвижимости можно через запрос собственнику имущества — тому, кто предоставил жилое помещение. Также необходимые сведения о статусе можно получить в территориальном органе Росреестра. Согласно статье 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Какое жилье нельзя приватизировать?

Бесплатная приватизация допускается в отношении государственного или муниципального жилья. Что касается имущества организаций, то оно не может быть приватизировано, а может быть только приобретено на основании гражданско-правовой сделки.

«Все служебное жилье, которое предоставлялось после 1991 года, приватизировать нельзя. Некоторое жилье можно выкупать, но это право выкупа, а также условия, цена и сроки определяются на уровне регионального законодательства. Все эти вопросы решаются на местном уровне, не на федеральном. Например, в Москве есть постановление, которое регулирует предоставление служебного жилья в столице. Если жилье было предоставлено в качестве служебного до 1991 года, то практически любое такое жилье может быть приватизировано. Исключение составляет жилье, выдававшееся организациями, которые стали частными и за которыми такой жилой фонд остался закреплен, а не перешел муниципалитету. Если организация в 1991 году приватизировала служебное жилье и оставила его на своем балансе, то такое жилье приватизировать нельзя. Еще нельзя приватизировать общежития и жилье, находящееся в закрытых военных городках», — говорит Сухов.