Новый сотрудник: как помочь ему адаптироваться

Арина Гороховская, преподаватель Русской Школы Управления, советует, как лучше ввести нового сотрудника в должность.

В рейтинге стрессогенных ситуаций смена места работы стоит между смертью близкого друга и серьезным конфликтом с супругом (Т.Н. Holmes, R.H. Rahe, США). HR-специалисты зачастую упускают из виду то, что испытательный срок является еще и адаптационным, и предпочитают отдавать 100% ответственности за адаптацию непосредственному руководителю нового сотрудника. Испытательный срок совпадает с адаптационным периодом по длительности – примерно 2-3 месяца. А по задачам они отличаются.

Испытательный срок – это время для дополнительной оценки сотрудника: непосредственно на рабочем месте можно оценить те компетенции и характеристики новичка, которые не проявились в процессе собеседования. Адаптационный период – это время для развития необходимых навыков и вовлечения новичка в режим работы компании. Его цель – создание благоприятного и быстрого «вхождения» сотрудника в новую должность. Грамотно составить план адаптации может только HR-специалист, так как именно он отвечает за развитие HR-бренда и мотивацию персонала.

Что же нужно сделать эйчару, чтобы помочь новичку безболезненно адаптироваться на новом месте?

Проведите экскурсию по организации и посвятите в её традиции Многие успешные компании имеют в арсенале специализированные курсы для новичков, так называемые, Welcome-тренинги. Здесь знакомят с историей компании, рассказывают о легендарных сотрудниках, показывают видеоматериалы. В производственных компаниях организуют экскурсии в цеха и логистические терминалы. В крупных организациях существуют собственные музеи или выставочные пространства. Чем более эмоционально происходит знакомство сотрудника с новым местом работы, тем раньше начнет формироваться его лояльность к компании.

Расскажите о правилах и регламентах Какое подразделение за какие задачи отвечает, во сколько принято уходить и приходить с работы, нюансы дресс-кода. Даже банальное знакомство с техникой безопасности можно превратить в увлекательный экзамен, если инженер, его осуществляющий, будет понимать, что его задача – не только получить роспись в журнале, но и создать позитивное впечатление о компании.

Познакомьте с коллективом и руководством Принято считать, что это обязанность непосредственного руководителя. Однако будет замечательно, если HR-специалист, который принимал сотрудника на работу, представит ему лично новую команду и расскажет о каждом что-то увлекательное и полезное: «Михаил, не только лучший на свете бренд-менеджер, но и капитан корпоративной команды по волейболу. А Маша, кроме управления нашим сайтом, еще и замечательно управляется с духовкой. Она печет вкуснейшие торты, которыми иногда балует и нас». После создания эмоциональной атмосферы новичку будет проще обращаться к коллегам за советами и задавать любые вопросы.

Помогите сформировать деловую контактную сеть HR просто обязан лично познакомить нового сотрудника с ключевыми сотрудниками организации и с теми, с кем ему по долгу службы придется общаться чаще всего. Таким образом дальнейшее решение рабочих вопросов будет происходить намного эффективнее.

Составьте профессиональную программу адаптации Подготовьте список задач на испытательный срок, основные развивающие мероприятия (книги, тренинги, наставничество) и параметры, по которым будет осуществляться оценка эффективности. И это единственный пункт, по которому в адаптацию по полной программе включается непосредственный руководитель.

Эти несколько шагов помогут новичку справиться с тревожностью и легко принять новую для себя корпоративную культуру. А руководитель получит лояльного и эффективного сотрудника в короткие сроки.