Новостройки в феврале-марте 2017 года: на рынок вышли «отложенные» покупатели

Спрос на новостройки, ушедший в Москву, не демонтирует никакого желания возвращаться в Подмосковье. В феврале Россреестр зарегистрировал в столице 3 253 ДДУ, что на 82,5% больше по сравнению с январем и на 52,4% - чем годом ранее. В Подмосковье ситуация обратная: число договоров долевого участия в строительстве жилья и нежилья сократилось до 6 090, то есть на 11,3% к январю и на 40,8% относительно февраля прошлого года. Риелторы, впрочем, бурного роста продаж в феврале не зафиксировали и в Москве: рост числа сделок относительно января объясняется длительными каникулами в начале года, а в годовом выражении у большинства опрошенных редакцией IRN.RU агентств спрос снизился. Зато март риелторов пока радует – благодаря скидкам от застройщиков и ипотечным ставкам ниже 11%.
 

Спрос

«Февраль 2017 г. оказался самым малоактивным месяцем на рынке массового сегмента первичного рынка Москвы за всю прошедшую зиму», - говорит управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

В «Метриум Групп» количество сделок упало примерно на 15-20% по сравнению с февралем 2016 г.; в старомосковских проектах Est-a-Tet реальный спрос снизился на 15,5%, потенциальный – на 39,9%, в новомосковских число сделок сократилось на 46%, однако количество обращений увеличилось на 12,2%; в компании «ИНКОМ-Недвижимость» потенциальный спрос просел на 14%.

Литинецкая объясняет вялый февраль длинными выходными (23-26 февраля), из-за которых многие клиенты уехали из города, а также снижением Сбербанком ипотечной ставки с 12% до 10,9% при стандартной процедуре регистрации сделки и до 10,4% при электронной заявке. «В результате огромное число клиентов, получивших одобрение на старых условиях, приостановили сделку ради получения более низкой ставки», - поясняет эксперт.

Кроме того, в последние месяцы сильно укрепился рубль, что могло негативно повлиять на финансовые возможности потенциальных покупателей – после девальвации рубля в конце 2014 г. население в основном хранит сбережения в твердой валюте.

Сыграла роль и высокая база февраля 2016 г., «когда спрос был простимулирован заявлением о завершении программы ипотеки с господдержкой», добавляет руководитель аналитического центра компании Est-a-Tet Юлия Сапор. (См. «Квартира в московской новостройке за 4 млн руб. уже не редкость».)

«Даже заявление властей о пролонгации господдержки до конца 2016 г. не снизило поток желающих заключить сделку до марта, поскольку официально не было объявлено, на каких условиях программа будет продлена, - напоминает Мария Литинецкая. - В связи с этим уменьшилось и время принятия решений о сделке. Так, между посещением офиса и подписанием договора в феврале 2016 г. проходило две-три недели, сегодня покупатели думают над сделкой как минимум один-два месяца».

Впрочем, у двух опрошенных редакцией www.irn.ru агентств продажи в феврале все-таки выросли. «Азбука Жилья» заключила на 9% больше сделок, чем в феврале 2016 г., а в агентстве «Бон Тон» отметили увеличение количества сделок по объектам комфорткласса в «старой» Москве на 5-8%.

«Причиной поддержания спроса на стабильном уровне стало продолжение скидочных и акционных программ застройщиками, приуроченные к праздникам (День всех влюбленных, 23 февраля)», - отмечает Наталия Кузнецова, генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон».

При этом наибольшим спросом пользовались самые доступные по цене проекты, со средним бюджетом покупки не выше 6 млн руб. Что, в общем, естественно, учитывая ограниченную платежеспособность нынешних покупателей.

Начало марта риелторы оценивают достаточно оптимистично. Например, в «Метриум Групп» первая половина марта 2017 г. оказалась «как минимум на 10% успешнее, чем в 2016 г.», в «Инкоме», по словам директора департамента новостроек Юлиана Гутмана, «первые две недели марта показали уверенный рост спроса на первичном рынке – на 5% относительно такого же периода в марте 2016 г.». В «Бон Тон» также говорят о достаточно высокой активности покупателей.

По мнению риелторов, за успешное начало весны надо благодарить скидки от застройщиков, приуроченные к 8 Марта, но прежде всего – снижение ипотечных ставок.

Напомним, примеру Сбербанка, опустившему ставки 20 февраля, уже 1 марта последовал второй крупнейший игрок на рынке ипотеки - ВТБ24, также уменьшивший ставки на 1,1 п.п. Теперь кредит на новостройку в этом банке можно получить под 10,4% годовых. Вслед за лидерами рынка многие другие банки тоже объявили о снижении ставок или, по крайней мере, пообещали это сделать в обозримом будущем. По словам гендиректора «Азбуки Жилья» Владимира Каширцева, в настоящее время банки в основном предоставляют ипотеку под 10,9%, что ощутимо ниже ставки, которая действовала в рамках госпрограммы льготной ипотеки.

Распространение программ со ставкой ниже 11% годовых привело к реализации отложенного спроса со стороны покупателей, ожидавших удешевления ипотеки - см. «Обычная ипотека может стать дешевле льготной», и, соответственно, к увеличению доли ипотечных сделок в продажах новостроек. Например, в «Метриум Групп» эта доля выросла с 32,9% в январе до 48,64% в феврале, а в «Азбуке Жилья» - с 32% до 45%.

Впрочем, столько серьезный скачок данного показателя относительно января во многом связан с тем, что в первые две недели года банки не выдавали кредиты и в общей структуре продаж превалировали сделки с единовременной оплатой, говорит Литинецкая: «В феврале 2016 г. доля ипотечных сделок в нашей компании была равна 56,08%, что соответствовало среднегодовым значениям в московских новостройках».
 

Цены и скидки

По данным «ИРН-Консалтинг», в феврале цены на новостройки «старой» Москвы остались практически на январском уровне. Средняя цена метра по прайсам составила 203 600 руб., а квартиры – 13,7 млн руб. (см. «Новостройки Москвы в феврале 2017 года: рынок замер»).

При этом в 92,5% московских ЖК клиенты могли рассчитывать на дисконты. Их максимальный уровень, по словам Марии Литинецкой, доходил до 20%. А средний, по данным «Бон Тон», составлял от 5 до 15%, по оценке «МИЭЛЬ-Новостройки» – от 5 до 8%. Для сравнения: по информации «Метриум Групп», год назад скидки предлагались в 20% старомосковских проектов массового сегмента, в размере не более 15% от стоимости квартиры.

Относительно января 2017 г. средние скидки стали меньше – примерно на 2-3%, отмечает Литинецкая. Однако сокращение среднего размера дисконтов происходило на фоне снижения цен: по данным «Метриум Групп», квадратный метр в проектах массового сегмента в «старой» Москве по итогам февраля 2017 г. подешевел на 0,6% к январю в связи с пополнением рынка корпусами с более низкими ценами.

В Новой Москве средний размер скидок в феврале был таким же, как и в «старой» - 5-8%, говорит генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина. В Подмосковье дисконты традиционно выше – 8-10%.