Росреестр против хакеров

Переход Росреестра на электронный документооборот проходит не без сбоев, и далеко не весь виртуальный функционал доступен пользователям. Самая главная задача ведомства – запустить механизмы, защищающие собственность граждан от посягательств.

В 2016 году Центробанк не позволил кибермошенникам похитить в России более 3 млрд руб. И логично предположить, что вытесненные с финансового рынка хакеры оперативно облюбуют ушедший в виртуальную реальность рынок недвижимости, где от подобных атак защищаться пока не приходилось.

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ОНЛАЙН

Начнем с небольшого ликбеза. Как известно, с 1 января нынешнего года изменилась юридическая база, регламентирующая покупку квартиры или другого объекта недвижимости частным лицом. Ранее кадастровый учет и госрегистрация прав собственности являлись раздельными процедурами. Теперь они объединены. По сути, гражданину для оформления достаточно прийти с пакетом документов в подразделение Росреестра или любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). А документом, подтверждающим право собственности на квартиру, стала выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

СПРАВКА БН

ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает следующие нововведения
– Разработана единая процедура регистрации объектов недвижимости путем ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 1, ст. 7 Закона).

– Исключена необходимость подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права (ст. 18 Закона, Приказ Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883).

– При переходе прав на недвижимость, возникающих в силу закона, предусмотрена возможность их регистрации как по заявлению правообладателя, так и без него, на основании сведений, поступающих от иных органов и нотариусов (ч. 2, 3 ст. 69 Закона).

– Уточнены пределы правовой экспертизы при регистрации прав, проверке законности и достоверности (ст. 29, 59 Закона: экспертиза на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отмены регистрации прав (осуществления кадастрового учета) не проводится в отношении нотариально удостоверенных сделок).

– Разграничена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц (ст. 66, 67 Закона).

– Сокращены сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (ст. 16 Закона).

– Уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение (ст. 68 Закона).

– Предусмотрено, что кадастровый учет и регистрацию прав будет проводить Росреестр (ст. 3 Закона).

– Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются (ст. 1 Закона: земельные участки, здания, сооружения, помещения, машиноместа, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы, а в случаях, установленных федеральным законом, и иные объекты, которые прочно связаны с землей).

– Уточнены основания приостановления регистрации (ст. 26 Закона: 55 оснований вместо 10 по старому закону) и порядок обжалования решений о приостановлении регистрации в апелляционную комиссию органа регистрации прав по некоторым из оснований (ст. 26.1 Закона).

Изменениями в требования к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования предусмотрена возможность в период с 1 января 2017 года до 1 июля 2017 года предоставления документов, подготовленных по правилам, действовавшим до 1 января 2017 года.

ПОДГОТОВЛЕНО ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ 9111.RU

РЕГИСТРАЦИЯ СДЕЛОК: ОШИБОК ВСЕ БОЛЬШЕ

Поскольку данные ЕГРН фиксируются в электронном виде, теряет значение место, где можно получить к ним доступ. И в ближайшие несколько месяцев число площадок, предоставляющих выписки, начнет расти. Первым подсуетился, конечно же, Сбербанк. Он организовал пункты приема документов для регистрации сделок прямо в офисах строительных компаний-партнеров. «Электронная регистрация возможна как для сделок с ипотекой Сбербанка, так и для неипотечных операций», – подчеркивают в банке.

Скорее всего, в перспективе Росреестр обеспечит полное удаленное обслуживание сделок. Пока же на его сайте можно записаться на прием в удобное для себя время.

В общем, теоретически нет ничего сложного. Но только теоретически. Новая система оформления сделок на первые в 2017 году рабочие пару недель вообще заморозила функционирование Росреестра. Сделки если оформлялись, то вручную, насколько хватало сил рядовых сотрудников.

Сейчас часть проблем снята, и все-таки нареканий еще хватает.

Например, в выписках по-прежнему множество опечаток в фамилиях, кадастровой стоимости и в метраже. Кроме того, есть проблемы с коммуникацией.

«Отправка документов может быть зафиксирована по базе данных, но сами данные могут не поступить в МФЦ. Соответственно, ряд сделок висит из-за физической невозможности получить документы», – констатирует глава «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов.

СПРАВКА БН

ЕГРН включает:
– реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
– реестр прав и их ограничений, обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
– реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий и др. (реестр границ);
– реестровые дела;
– кадастровые карты;
– книги учета документов.

ПОДГОТОВЛЕНО ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ 9111.RU

Параллельно, по его словам, кардинально выросло количество нетиповых ошибок – «которых раньше не было». Живой пример: граждане распределяли собственность по долям, чтобы после закрытия ипотеки выделить долю несовершеннолетнему ребенку, то есть совершалась стандартная операция. Заказали выписку, а в ней указано обременение на квартиру. И когда стали проверять, откуда оно взялось, оказалось, что оно появилось именно из-за необходимости выделения доли несовершеннолетнему.

Но все это – временные трудности. Гораздо опасней другое.

«Изменение правил предполагает высокие риски возникновения новых мошеннических схем. В том числе и именно “электронных” вариантов обмана. Риск потери недвижимости для собственника существенно возрастает», – подчеркивает практикующий юрист и бизнес-тренер Юлия Плетнева.

ВЛАДЕЛЬЦЕВ НЕДВИЖИМОСТИ ОПОВЕСТЯТ О ВЗЛОМЕ

Правда, нововведения Росреестра включают механизмы защиты недвижимости от преступных посягательств. Например, декларируется, что с конца января на сайте lk.rosreestr.ru заработал такой сервис, как личный кабинет правообладателя.

Теоретически он функционирует аналогично банковской системе оповещения об операциях с деньгами на пластиковой карте. Любая транзакция сопровождается сообщением на телефонный номер (электронную почту) владельца.

Личный кабинет в отличие от банковских сервисов должен работать бесплатно. Для его подключения необходимо зарегистрироваться на сайте госуслуг, а потом лично явиться в ближайший МФЦ, взяв с собой паспорт и СНИЛС. В результате пользователь получит подтвержденную учетную запись, и этого будет достаточно, чтобы по своему паролю заходить в личный кабинет уже на сайте Росреестра.

СПРАВКА БН

«Личный кабинет правообладателя»

Сервис позволяет просматривать информацию об объектах недвижимости, принадлежащих правообладателю:

– вид объекта;
– кадастровый номер;
– адрес;
– площадь;
– кадастровую стоимость;
– долю в праве;
– местонахождение объекта на публичной кадастровой карте.

По каждому объекту недвижимости предусмотрены следующие действия:

– просмотр на карте;
– просмотр уведомлений;
– формирование запроса на получение выписки из Единого государственного реестра прав;
– формирование заявления на государственную регистрацию прав.

Сервис позволяет настроить получение уведомлений (на электронную почту или в виде SMS) следующих типов:

– изменение характеристик объектов недвижимости;
– переход права на объект недвижимости;
– наложение и (или) снятие ограничений (обременений) на объекты недвижимости;
– статус поданных заявок.

Для быстрого доступа к услугам официального сайта Росреестра предусмотрена страница «Услуги и сервисы».

Здесь правообладатель может воспользоваться сервисом предварительной записи на прием, проверки электронных документов, а также заполнить бланки заявлений:

– на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, постановку на государственный кадастровый учет;
– на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав или Государственного кадастра недвижимости.

ПРИКАЗ РОСРЕЕСТРА ОТ 26.08.2016 № П/0408

Сейчас здесь можно посмотреть параметры принадлежащей собственнику недвижимости: статус владения, кадастровую цену, текущие обременения. Впрочем, если имущество «разбросано» по стране, то могут возникнуть трудности: по ряду регионов еще наблюдаются пробелы.

«Не удалось проверить наличие Ваших объектов недвижимости в следующих регионах: Астраханская область, Брянская область, Нижегородская область, Орловская область, Сахалинская область. Повторите попытку позже», – открещивается от ответственности администрация сайта.

Эта же программа должна оповещать онлайн обо всех попытках правопритязания посторонних лиц на объект. Далее все зависит от реакции владельца: регистрация сделки с недвижимостью (особенно при посредничестве нотариуса) длится несколько дней, кроме того, расчеты почти всегда ведутся через банк (а деньги не переходят со счета на счет мгновенно), то есть времени, чтобы вмешаться и опротестовать транзакцию, вроде бы достаточно.

Есть и еще один механизм защиты: любой гражданин может (в том числе в электронном виде) подать в Росреестр заявление, что никакая сделка с его недвижимостью невозможна без его личного участия.

Впрочем, говорить о полной безопасности обладателей жилплощади пока явно преждевременно. Как поясняют в колл-центре Росреестра, в Петербурге до сих пор не все обещанные функции личного кабинета отлажены и процесс еще займет не менее двух недель. Будем надеяться, что запуск действительно не затянется.