Госуслуги online: согласовать строительство жилого комплекса стало проще

Три года назад столичные чиновники из Градостроительного департамента стали переводить госуслуги в электронный вид, чтобы снизить количество административных барьеров для застройщиков. Сегодня часть пакета разрешительной документации компании могут получить исключительно online. Поскольку Стройкомплекс ежегодно модернизирует сервис, Novostroy-M.ru узнал у застройщиков Московского региона, упростил ли Интернет строительные бизнес-процессы.

13 из 14 уже online Согласно оценке Всемирного банка, для получения разрешения на строительство в 2010 году московским застройщикам требовалось 589 дней, то есть практически полтора года. Стройкомплекс решил пойти навстречу компаниям: для ускорения бизнес-процессов чиновники стали автоматизировать получение разрешительной документации. Предполагается, что в этом году перевод госуслуг из offline в online должен помочь сократить рассмотрение процедуры до 130 дней. Таким образом, за прошедшие 6 лет информатизация этих бизнес-процессов должна ускориться в 4,5 раза.

Первой ласточкой по введению электронного документооборота стало прохождение госэкспертизы проектов частных инвесторов. Это произошло 1 июля 2014 года. Чуть позже (с 1 ноября 2014 года) получить разрешение на строительство и разрешение на ввод объектов в эксплуатацию застройщики также могли уже через Интернет.

Сегодня Стройкомплекс перевел в online 13 из 14 госуслуг: Москомархитектура оказывает 5 услуг, столько же Мосгосстройнадзор, по одной Мосгосэкспертиза, Москомстройинвест, Департамент строительства Москвы. Более того, с 1 января 2016 года всю отчетность застройщики должны подавать исключительно в электронном виде.

«Власти предпринимают определенные шаги с целью снизить количество административных барьеров в строительстве и ускорить процесс получения разрешительной документации. Уже сейчас практически все документы, в том числе и на подключение к инженерным сетям, можно получить в электронном виде» Александр Байкин, ГК «МИЦ»

Антон Гаврилов, директор департамента правового обеспечения компании «Интеко», замечает, что в соответствии с новым 218-ФЗ «О регистрации государственной недвижимости», принятым 13 июля 2015 года и вступающим в силу 1 января 2017 года, в России создается единая федеральная система оформления прав на недвижимость, она будет поддерживаться исключительно в электронной форме.

По мнению эксперта, явное преимущество электронной регистрации – экономия времени. «Нет ограничений по количеству подаваемых пакетов документов и времени подачи, можно не ходить в офисы Росреестра лично, записываться на прием и т.д., – считает Гаврилов. – Кроме того, сокращены сроки проведения правовой экспертизы, пошлина для физических лиц, а в будущем, надеемся, и для юридических лиц тоже».

«Идея перевода бизнес-процессов в строительстве в электронный вид, несомненно, правильное решение, так как позволит избежать коррупционных и бюрократических проволочек, что неизбежно приведет к повышению качества оказываемых услуг в сфере строительства» Наталья Шаталина, «МИЭЛЬ-Новостройки»

Даниил Селедчик, генеральный директор компании «Эталон-Инвест», добавляет, что сервис по регистрации прав на недвижимость имеет большое значение, в первую очередь, для крупных девелоперов: они подают на регистрацию прав большие объемы документов одновременно. «Электронный сервис позволяет сократить время подачи документов для застройщика по сравнению с предоставлением информации на бумажных носителях, – подчеркивает специалист. – Кроме того, данная система имеет полную информацию об интересующей недвижимости, тем самым есть возможность минимизировать риски».

Наталья Шаталина, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки», перечисляет услуги, которые Министерство строительства и ЖКХ РФ предоставляет возможность получить через портал государственных услуг с 1 июня 2016 года:

- государственная экспертиза проектной документации;

- выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства;

- выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Также в режиме online можно получить информационные сведения из ЕГРП и ГКН.

Эти услуги доступны всем строительным компаниям России. «Однако важно помнить, что для подачи соответствующих заявлений и документов у заявителя должен быть ключ электронной цифровой подписи», – подчеркивает Наталья Шаталина.

При этом, как добавляет Андрей Пучков, президент Ассоциации застройщиков Московской области, генеральный директор Urban Group, сохраняется и возможность работать через МФЦ, куда также можно подавать документы на электронном носителе, заверенные электронной цифровой подписью.

130 vs 220 дней Однако по всем вышеперечисленным услугам есть нюансы. Государственная экспертиза проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но срок ее проведения не должен превышать 60 дней (ч. 7 ст. 49 ГрКРФ). Что касается выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, то застройщик должен получить ответ в течение 10 календарных дней (ст. 51 ГрК РФ). Точно такой же срок отводится на выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (ст. 55 ГрК РФ).

Андрей Пучков уточняет, что теперь оформление ГПЗУ у застройщиков как жилой, так и коммерческой недвижимости будет занимать всего 20 рабочих дней, вместо 30, а срок оформления разрешения на строительство сократится вдвое – до 5 рабочих дней.

Однако на практике все не так просто. Александр Байкин приводит реальные расчеты: получить разрешение на строительство застройщик должен в течение 10 дней с момента подачи документов. «Если же брать за точку отсчета имеющийся у застройщика ГПЗУ, то после этого требуется около 3 месяцев на проектирование и изыскания, 2 месяца на экспертизу, 1,5 месяца на получение свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР) и еще около месяца на сбор, передачу документов и получение самого разрешения – в сумме 7,5 месяцев, то есть от 220 дней». Никак 130 дней, к которым стремятся чиновники Стройкомплекса, не получается.

Точнее, как справедливо замечает генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Швайко, если рассматривать только подачу документов на получение разрешения на строительство, то тут проблем у застройщика не возникнет: процедура отлажена, на сайте Комитета государственного строительного надзора Москвы есть пошаговая инструкция.

«В значительной степени сроки получения документации, помимо действий чиновников, зависят от самого проекта, в т.ч. его сложности и проработанности. Каждый проект индивидуален: для массовой застройки одни сроки, для проекта, требующего согласования архитектурной концепции и расположенного на территории плотной застройки в исторической части города, – другие». Александр Швайко, «НДВ-Недвижимость»

Между тем, если мы говорим о полном цикле девелопмента, уточняет Швайко, с момента оформления документов на земельный участок до ввода объекта в эксплуатацию и оформления жилья в собственность, то значительная часть документов должна быть представлена в бумажном виде (и нотариально заверена). И в этом плане чиновникам еще предстоит многое сделать для ускорения всего процесса полностью.

Система нуждается в доработке Большинство опрошенных Novostroy-M.ru застройщиков положительно оценивают перевод госуслуг в электронный вид. Специалисты признают – сервис постепенно становится лучше, а процедура получения разрешительной документации ускоряется.

«Однозначно можно ответить, что процесс действительно стал проще. Прежде всего, каждый участник строительного процесса, начиная от инвестора и заканчивая строительной организацией, понимает, какие документы необходимо подавать, в какой комплектности, а также в какие сроки будут выданы необходимые документы» Александр Трудников, «СтройКом»

В то же время эксперты строительных компаний подчеркивают, что есть и проблемы. По мнению Александра Байкина, несмотря на очевидные преимущества электронного документа перед бумажным, эта система пока нуждается в доработке. К примеру, пока инстанции, которые выдают разрешительную документацию, не дают застройщикам обратной связи.

Практически все представители строительных компаний отметили, что на сегодняшний день самые длительные сроки занимает выпуск постановления ГЗК и ГПЗУ. «Для этого необходимо подать лишь 1 документ: заявление через портал госуслуг, – рассказывает Александр Байкин. – Все остальные бумаги, имеющие отношение к этому делу, запрашиваются в ведомственном документообороте. На рассмотрение заявления отводится 10 дней, но в итоге застройщик может получить отказ из-за отсутствия в ведомственном документообороте каких-либо документов или при наличии некорректных данных. К сожалению, уведомление об этом он получит не в процессе проверки, а по окончанию срока рассмотрения заявления».

Даниил Селедчик отмечает, что наиболее затратными по времени сегодня по-прежнему остаются процедуры по получению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. По его словам, это связано с тем, что достаточно часто ресурсоснабжающие организации-монополисты устанавливают застройщику необоснованные обременения. Специалист считает, что для решения этой проблемы необходимо разработать единый регламент взаимодействия застройщиков и ресурсоснабжающих организаций, при этом выдачу технических условий подключения целесообразно осуществлять в режиме «одного окна».

«Подвижки в этом направлении уже есть, – рассказывает Селедчик. – В частности, в Москве с 20 мая текущего года технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения можно получать одновременно с ГПЗУ, который теперь сопровождается ситуационным планом расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций».

С одной стороны, не может не радовать то, что Стройкомплекс старается идти в ногу со временем и автоматизирует строительные бизнес-процессы. Однако для полноценного развития этой модели рынка за прогрессом должны успевать и застройщики, а главное эксперты рынка IT-услуг, ведь именно их разработки призваны модернизировать этот комплекс работ. Как выяснилось, в этой области есть большие проблемы.

По словам Антона Гаврилова, в процессе внедрения системы электронной регистрации для массовой подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде специалисты компании «Интеко» узнали, что на рынке IT-услуг в Москве только 3 IT-компании из 10 способны технически реализовать внедрение соответствующих сервисов программного обеспечения Росреестра и их адаптацию под нужды заказчика. «Это, конечно, затрудняет внедрение и существенно увеличивает затраты на него, поскольку между «айтишниками» практически нет конкуренции», – резюмирует эксперт.