Вице-президент РГР Валерий Виноградов: «Выживут активные и технологичные»

Вице-президент РГР рассказал, какие агентства останутся на рынке и что будет с ценами на жилье.

На «Золотой поре рынка недвижимости 2016», организованной Нижегородской Гильдией сертифицированных риэлторов, нам удалось взять эксклюзивное интервью у Валерия Виноградова, президента ГК «Авентин», вице-президента РГР. Помимо прочего, Валерий Николаевич является одним из активных участников Гражданского Жилищного Конгресса в Санкт-Петербурге – на сегодняшний день одного из самых значимых и авторитетных мероприятий на рынке недвижимости России.

– Валерий Николаевич, чем запомнился этот Конгресс?

– Во-первых, рекордным числом участников: в этом году их было более 2 000 человек. Среди них - ФИАБСИ, международная организация риэлторов. Второе – то, чего раньше не было, в рамках конгресса прошли мероприятия РГР – правление и Национальный совет. Конгресс стал площадкой для полномасштабного обсуждения проекта закона о риэлторской деятельности.

Кстати, интерес к деловой части программы был настолько высок, что желающие послушать выступления спикеров порой не умещались в зале. Такого я тоже давненько не припомню.

– Какая тема стала одной из основных?

– Конечно, антикризисная: выработка понимания, как действовать риэлторским компаниям в текущей экономической ситуации. Важна была и тема новых информационных технологий: интернет-технологий и технологий продвижения.

Интернет-технологии развиваются очень быстро. И все риэлторы уже поняли, что их надо обязательно использовать в своей работе. Поэтому и интерес к теме был особый.

– Какие новинки все чаще используют риэлторы в своей работе?

– Основным трендом является то, что сейчас в большинстве компаний используется платформа CRM для управления процессами внутри компании и процессами взаимодействия с клиентом.

Еще одно новшество – во всех ассоциациях всерьез говорят о мультилистинге, а во многих ассоциациях эта система уже внедрена и действует. Напомню, это профессиональная платформа, основной принцип которой – раздел комиссионных и проведение совместных сделок.

Следующее, о чем стоит упомянуть – платформа центра риэлторских коммуникаций. Здесь действует CRM-платформа для осуществления межрегионального сотрудничества, проведения межрегиональных сделок. Вопросы миграции сейчас достаточно интересны: люди стали более активно перемещаться внутри страны, интерес к межрегиональным сделкам растет. Отдельно стоит сказать и о платформе Roundy, позволяющей проводить обучение риэлторов он-лайн. Теперь профессиональное обучение можно получать через вебинары, выполнение тестовых заданий, не покидая пределов офиса. На этой же платформе можно проводить разнообразные тренинги, сессии с коучем, риэлторские поединки.

Все эти технологии сейчас активно перенимают ведущие риэлторские компании.

– Каковы основные оценки текущей ситуации, данные на Конгрессе?

– Все началось с кризиса, с резкого изменения экономической ситуации. Кардинально и достаточно быстро изменилась ситуации в экономике в целом, на рынке недвижимости в частности. Уникальность момента заключалась в том, что произошло наложение кризисов разных сегментов рынка и экономики в целом. Потрясения стали глобальными.

Результатом явился более жесткий рынок. И компании, оперирующие на рынке, и потребители стали совсем другими. Все стали более требовательны к качеству. И более экономными в плане денег.

Именно с этим связано то, что за последние два года порядка 50 % риэлторских компаний покинули рынок: где-то порядка 15% в начале кризиса, и еще 32-37% в прошлом году.

– Когда произойдет улучшение ситуации, существуют ли объективные прогнозы?

– Мы в РГР предполагаем, что это будет 2020-й год, не раньше. В Гильдии имеется комитет по аналитике, где собраны ведущие аналитики России. Они и сделали такой вывод. То есть порядка четырех лет нам всем придется очень непросто. При этом понятно, что на этот срок будут влиять события, которые от нас с вами не зависят, и часто непредсказуемы. В частности, внешняя политика, цены на нефть и пр.

Но с уверенностью можно сказать, что на момент выхода в рост на рынке будут действовать совсем другие компании, прогрессивные и технологичные с другим, более высоким, уровнем управления.

–- Покинут ли рынок небольшие агентства?

– Необязательно будет происходить укрупнение компаний. Но обязательным будет их качественное внутреннее изменение. Может, даже наоборот: крупные компании закроют часть своих офисов (что уже происходит), переформатируют их. А для небольших компаний сейчас открываются возможности – они набирают новых сотрудников. Но не забывайте – все это применимо только к лидерам рынка.

Конечно, в крупных городах такая ситуация переживается намного легче. Просто в силу того, что здесь сосредоточен больший объем спроса и больше сделок, поскольку чисто физически проживает больше народа. Одно дело город с населением в 100 тысяч человек, где риэлторской компании, если сделок нет, надо попросту закрываться. Другое дело – миллионник: здесь тоже спрос сократился, но весь вопрос в том, кто сумел поделить оставшийся.

– Что будет с ценами на недвижимость?

– Вероятнее всего, в ближайший год цены будут оставаться на текущем уровне или даже снижаться – в пределах 0,5-1% в месяц. Это касается всех сегментов рынка недвижимости. Потом начнется небольшой рост.

– На ваш взгляд, как будут вести себя покупатели в нынешней ситуации?

– Следует говорить о двух видах покупателей. Первая категория приобретает жилье для решения своих насущных проблем. Они будут совершать сделки в любых условиях, потому что жизнь идет вперед. Этой категории, кстати, не стоит забывать, что пока действует государственная субсидированная ипотечная ставка. И непонятно, будет она продлена в 2017 году или нет. Поэтому я бы посоветовал не терять имеющейся пока возможности в плане экономии собственных средств: покупки жилья с поддержкой государства. Другая категория – это инвесторы. Они, очевидно, в ближайшее время будут осторожны в плане сделок.

Ну а в целом, рынок недвижимости останется (помните фразу – «недвижимость, как музыка, вечна»), потому что решать свой жилищный вопрос надо всегда, в любые времена. И к этим временам риэлторам надо уметь адаптироваться.