Алексей Гусев: «Если человек знает «зачем» жить, он может выдержать любое «как»

Можно обучиться самым передовым технологиям и много трудиться, но при этом не получать ни ожидаемого результата, ни удовлетворения от работы, ни удовольствия и радости от жизни. Почему мы нередко чувствуем себя обессиленными, и не находим в душе гармонии? Как стать счастливым и успешным человеком?

На эти вопросы искали и находили ответы риэлторы на семинаре-тренинге Алексея Гусева «Личная стратегия успеха в новой реальности», который недавно прошел в Нижнем Новгороде. Сегодня известный бизнес-тренер — гость еженедельника «Полезная площадь».

– С чего нужно начинать человеку, который хочет разработать для себя личную стратегию успеха?

– Ницше говорил: «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Прежде всего, надо разобраться в себе, понять, что ты сам хочешь в жизни, каковы твои личностные ценности. То есть ответить себе на вопрос: «Зачем я живу, работаю?» Это те фундаментальные основы, которые делают счастливыми и успешными людей, работающих как в сфере недвижимости, так и в любых других отраслях.

Это очень важно, потому что иначе нельзя правильно сформулировать свои стратегические жизненные цели, а без целей нельзя стать успешным и счастливым.

На семинаре мы говорили об известной методике Милтона Рокича «Ценностные ориентации». Это не просто – осознать свои базовые ценности, понять, что для тебя самое важное в жизни. Зато проделав эту работу, человек обретает силы, энергию, уверенность и быстрее достигает своих целей и успеха в жизни и работе. Четко поставленные и прописанные цели в жизни, в профессии обязательно должны быть. Понимая свои ценности и имея цели, человек дальше сам обязательно найдет ответы на вопросы: «Как достичь желаемого? Как преодолевать преграды? Как противостоять внешним обстоятельствам?»

Ставя перед собой профессиональные цели, человек повышает свою профессиональную уверенность, у него растет самооценка, появляется осознанное желание и необходимость наращивания ресурсной базы – навыков, знаний, умений. Сегодня период полураспада знаний сокращается: прошел год, и все, чему ты научился, устаревает. И тем более на базе знаний 90-х годов далеко не продвинешься.

Быть успешным, значит, быть проактивным. Сидеть «на берегу» и ждать изменений, глупо. Это беда нашего общества, которому не нужны активные люди, способные самостоятельно принимать решения. Это порождает пассивность, многие довольствуются тихой «овощной» жизнью: «Придет садовник, выкопает, а не придет, еще какое-то время протянем. Может, дождик пойдет, может солнце погреет».

Приведу такую говорящую цифру: за год в Сбербанке сменилось 42 % операционистов. Люди устраиваются на работу, и …не хотят работать. Я бы сказал, что психологический иммунитет нации слабеет прямо на глазах. Это связано с тем, что у нас с детства не воспитывают людей трудолюбивых, ответственных за свои поступки. У нас высокая степень патернализма, мы часто следуем навязанным нам извне моделям поведения, довольствуемся и поддерживаем мнимую стабильность. Многие ждут, например, когда будет принят тот или иной закон или когда все само собой наладится, забывая о том, что чем дольше эта стабильность длится, тем хлеще все потом пойдет вразнос. А некоторые, вместо того, чтобы рассчитывать только на свои силы, на себя, постоянно ищут виноватых в том, что они плохо живут, мало зарабатывают. И находят, что виноват сосед, конкурент, погода, правительство – все, кто угодно, только не они сами. Кризис все эти тенденции еще и усугубляет.

Надо всегда иметь свою позицию, придерживаться ее и действовать самостоятельно.

– Это сложно делать, на нас влияет и общая экономическая ситуация и поток новостей, часто негативных…

– К сожалению, многие сегодня только поглощают внешние информационные потоки и ставят свою жизнь в прямую зависимость от них. Но когда ты ориентируешься только на внешние обстоятельства и ждешь, что кто-то за тебя примет важное решение, будь готов к тому, что и успех и деньги этот кто-то другой тоже получит за тебя.

В нашей голове находится только то, что мы сами туда погружаем. И весь негатив, которой туда попадает, это чистой воды наша работа. Следите за своими мыслями и той информацией, которую вы воспринимаете. Занимайтесь позитивной психотерапией, которая обеспечит вас положительной энергией. Каждое утро благодарите жизнь и называйте 5 причин, которые могут сделать ваш день оптимистичным, каждый вечер вспоминайте 5 хороших событий, которые с вами произошли. И так каждый день.

Если говорить о риэлторах, то они должны сами создавать события: вести активный поиск новых клиентов и работать со старыми, увеличивать продажи у имеющихся в данный момент покупателей. А также уметь формировать вокруг себя правильные информационные потоки: вести блог, предоставлять людям полезный контент, всячески популяризировать себя.

– Немногие у нас готовы сами создавать события и, тем более, популяризировать себя…

– Это связано с еще одной проблемой – низким уровнем притязаний большинства. Страна великая, а многие довольствуются зарплатой в 15-20 тысяч: «Мне хватит! Лучше стабильность, чем напрягаться, думать, рисковать!»

Вот анекдот в тему:

– Сёма, посмотрите на эти мозолистые руки!

– А что?

– Этот человек совсем не хочет работать головой!

– Какие вопросы вам задают во время семинаров?

– Что будет с профессией риэлтор дальше? В атласе новых профессий на 2030 год, составленном в Сколково, такой профессии нет. Уже сейчас надо задумываться об этом и формировать активы для дальнейшей жизни.

Спрашивают и про то, как конкурировать с другими агентствами недвижимости. Совместно пришли к выводу, что сегодня основная конкуренция идет не с другими компаниями, а с клиентом, который думает не в какое агентство ему обратиться, а: «Зачем мне вообще нужен риэлтор, если я сам могу и купить, и продать квартиру».

Говорили мы и о простых вещах, но от этого не менее важных. В беготне за деньгами, в ожидании перемен, мы часто забываем о «сегодня», о том, что жизнь хороша сама по себе. Надо не только работать, но и планировать время для отдыха и восстановления, не забывать и об учебе и развития. Большой плюс, когда люди хотят обучаться, читают книги, так они всегда делают шаг вперед.

– Может, назовете полезные книги для риэлторов и не только?

– Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», Насим Талеб «Черный лебедь», Джим Кемп «Сначала скажите нет» и «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров», Игорь Рызов «Жесткие переговоры», Николай Рысев «Активные продажи», Рудольф Шнаппауф « Практика продаж», Александр Деревицкий «Школа продаж», статьи и книги Татьяны Черниговской, которая в доступной форме рассказывает о мозге, о том, как надо его развивать.

– Каковы ваши впечатления от посещения Нижнего Новгорода – вашего родного города?

– От города в целом хорошие впечатления, особенно, если знать, где ходить. Для меня места силы – это набережная у памятника Чкалову, Стрелка. Но если зайти куда-нибудь подальше, то чувствуется неухоженность, возникает ощущение, что у власти в городе находятся временщики. Конечно же, все это влияет и на настроение нижегородцев. Особенно это заметно, если сравнивать Нижний с такими городами, как Екатеринбург, Новосибирск, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге.

Но мой семинар состоялся в замечательном уютном зале на улице Рождественской, он был прекрасно организован НП «НГСР» и прошел в хорошей дружеской атмосфере.

В заключении беседы хочу пожелать нижегородским риэлторам жить полноценной профессиональной и личной жизнью!

Быть всегда нужными, полезными и интересными для клиентов. А для этого не плывите по течению, не живите в «режиме автопилота», ощущайте вкус к жизни и профессии, имейте свою позицию, свой взгляд на мир. Помните, что все причины удач и неудач находятся внутри нас. Будьте всегда в тонусе!

Алексей Гусев – бизнес-тренер с десятилетним опытом, руководитель Института менеджмента «Реалист», кандидат педагогических наук, специалист, организационный консультант по вопросам отбора, аттестации и обучения персонала. В 2015 году на X Всероссийском Жилищном Конгрессе в Санкт-Петербурге признан лучшим бизнес-тренером на рынке недвижимости и получил звание почетного участника Конгресса.