«Для будущего участника олимпиады важен хороший учитель»

2020-09-07

К началу этого учебного года стали известны итоги Европейкой олимпиады по географии, на которой российские школьники завоевали 5 серебряных медалей и 1 бронзовую. В состязании, которое прошло в дистанционном формате, принимали участие школьники из 15 стран. Об успехах команды и о том, как проходит подготовка к состязаниям, рассказала Елена Агапова, серебряный призер Европейской олимпиады по географии.

Участие сборных команд России в международных интеллектуальных состязаниях 2020 года организует Российский университет дружбы народов. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний.

– Елена, расскажите, как проходила подготовка к Олимпиаде?

В этом году у нас были дистанционные и очные сборы. Научиться выполнять задания максимально быстро, при этом сохраняя качество ответа, не просто, иногда сложнее, чем выучить объемный теоретический материал. И, конечно, многое уделяется английскому языку – как и на сборах, так и в самостоятельной подготовке. Наверное, именно английский был самым важным пунктом моей самостоятельной работы. Этим летом почти все, что я читала по географии, было на английском.

– Остались ли Вы довольны результатом?

Я довольна своим результатом – у меня остается достаточно много пространства для роста, а все старания на протяжении года, на мой взгляд, оказались вознаграждены. Конечно, было бы здорово добиться более высоких результатов, но я надеюсь, что смогу их улучшить в будущем.

– Насколько отличается Европейская олимпиада по географии от всероссийской?

Полевой тур заключительного этапа всероссийской олимпиады по продолжительности больше, чем все туры дистанционной Европейской. Кроме того, на мой взгляд, всероссийская олимпиада больше сосредоточена на обширных знаниях в области географии и смежных наук. А для Европейской необходимы умения формулировать свои мысли на английском.

– Елена, поделитесь несколькими советами для подготовки к олимпиаде. Что можно было бы посоветовать начинающему участнику олимпиад?

Наверное, прозвучит необычно, но мой главный совет – не готовиться непосредственно к олимпиадам: я имею ввиду конкретно к формату соревнований. География слишком обширный предмет, чтобы осваивать типы заданий и материал, требуемый на состязаниях. Нужно постепенно заниматься, учить факты и закономерности. Кроме того, в социальных сетях можно найти полезные группы и сообщества по географии, в том числе посвященные олимпиадам, в них могут поделиться опытом и порекомендовать подходящую литературу.

– Как поддерживают родители и учителя? Насколько важен их вклад в подготовку?

Родители не ограничивали меня в увлечениях и всегда поддерживали, сохраняя мою мотивацию. Тоже самое могу сказать и про педагогов – мой школьный учитель географии, Коменденко Дмитрий Михайлович, привел меня в олимпиадную сферу. Я считаю, что принимать участие в олимпиаде многие решают как раз именно благодаря учителям, которые грамотно преподают свой предмет и умеют заинтересовать им. Поэтому, мне кажется, для будущего участника интеллектуальных состязаний очень важен хороший учитель.

– Уже решили, в какой вуз будете поступать? Какие планы на будущее?

В этом году из-за сложной эпидемиологической ситуации сложно строить долгосрочные планы. Я решила уделить свободное от школы время чтению книг, которые долго откладывала – а таких из-за обширности предмета оказалось очень много. Например, пока учишь географию, найдешь по пять книжек по гляциологии, гидрологии, промышленности России и биогеографии, которые хочется прочитать. Я также надеюсь, что помимо учебы у меня будет достаточно времени для общения с друзьями и рисования – в прошлом учебном году я окончила художественную школу. Сейчас я перешла в десятый класс и пока не решила, куда буду поступать. Мне нравится география сельского хозяйства и рынки экспорта сельхозпродукции, для этого направления сейчас интересен МГУ. Но я точно уверена в одном – я буду продолжать свой путь в географии.