Глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова — о том, как научить людей управлять собственным имуществом
Недавно в столице прошел первый съезд Ассоциации активных собственников жилья, на котором обсуждали проблемы неплатежей за коммунальные услуги, капремонт, сложности управления многоквартирными домами и другие проблемы.
Председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Марина Акимова считает, что подобные инициативы особенно актуальны, учитывая, что российские собственники жилья на сегодня не знают ни о своих правах, ни об обязанностях, а потому «ни за что не отвечают». Как сделать людей более ответственными и научить их управлять собственным имуществом, она рассказала в интервью «Известиям».
— Марина Яковлевна, как вы считаете, чего могут добиться активные собственники жилья? Стоит ли им объединяться?
— Если люди разбираются в том, чем они хотят заниматься, и если эти люди хотят объединиться на базе какой-то позитивной идеи: сохранить имущество, вместе разобраться в законодательстве, защитить кого-то, — это хорошо. Но если говорить об отстаивании интересов собственников, возникают вопросы.
Вы знаете, почему в новых домах жильцы не создают объединения собственников жилья? А как им их создать, если новоселы друг друга не знают и далеко не все еще оформили свое новое имущество? Как им организовать собрание? Если в советское время жилищные кооперативы строились от предприятий или райисполкомы объединяли людей, то сейчас никакой связи между жильцами нет, а строитель заинтересован в том, чтобы любыми способами выбрать аффилированную с собой управляющую организацию. Скажу больше, на мой взгляд, Россия — единственная страна в мире, где жильцы, собственники жилых помещений не понимают, чем они владеют, а потому ни за что не отвечают.
— Поясните свою мысль.
— Помимо квартиры в новом доме новосел получает еще и долю в праве на общее имущество. Но нигде у нас толком не описано, о каком имуществе идет речь. И люди не знают, на что они имеют право. Частично в этом виноват и наш менталитет. Он таков, что, к примеру, личная машина во много раз нам ближе, чем наш дом. Если кто-то некачественно ее отремонтировал, мы знаем, куда идти, кому предъявлять претензии. А в сфере ЖКХ наши люди не знают, откуда и что берется, и постоянно борются с теми, кого сами же выбрали управлять своим домом. Возникает вопрос: или люди каждый раз выбирают нечестных людей, или у нас вообще честных нет, или собственники не понимают, что происходит? Я склоняюсь к третьему варианту.
— Проблема в плохой законодательной базе?
— Проблема, как я уже сказала, в менталитете: мы за годы реформ так и не создали нормального собственника. Ну и вторая причина — отсутствие просвещения людей, они не знают ни о своих правах, ни об обязанностях. Эту функцию, я считаю, должно брать на себя государство. Людям нужно показывать на редких положительных примерах управления домами, где жильцы всем довольны, и своим председателем в том числе, как можно всё организовать, чего можно добиться общими усилиями.
В свое время я предлагала ввести в российских школах предмет или спецкурс, посвященный управлению домом. Нужно закладывать эти знания с детства. Иначе что мы получаем? Встречаю мальчишку, который пинает лифт своего дома. Спрашиваю: «Зачем ты это делаешь? Хочешь, я также сейчас сделаю с твоим велосипедом?» «Нет, — отвечает он, — потому что это мой велосипед!» Люди не отдают себе отчета в том, что дом тоже принадлежит им, а значит, нужно оберегать его, вовремя платить по счетам и т.д.
— К вопросу о неплатежах. Минстрой собирается ужесточить контроль за ними. К чему это приведет?
— Речь идет не о рядовых жильцах. Прежде всего они ужесточат контроль за долгами перед ресурсоснабжающими организациями, за платежами, которые исходят от тех, кто управляет домами. Откуда берутся эти долги? Тут целый букет причин. Если взять Петербург, то здесь после войны, поскольку город был бедным, внедрили открытую систему поставок воды, когда по одной и той же трубе вода идет и в горячий кран, и в батарею. И то и другое не отключишь, и это одна из причин, почему мы вынуждены в теплое время года сидеть с открытыми окнами и переплачивать.
При этом потребителю дано право, если вода в кране холоднее норматива, платить за нее меньше. А тариф на воду для квартир задается в литрах. Мы же — управляющие домами — расплачиваемся со снабжающими организациями по общему прибору, учитывающему всю горячую воду, которая пришла в дом (в отличие от рядового потребителя скидок на температуру здесь уже никто не дает), да и подсчет ведется уже в гигакалориях. Перевод литров в гигакалории, разные требования к жильцам и к дому в целом приводят к тому, что возникает неразбериха, и никто этот вопрос не может решить.
— А что вы можете сказать о рядовых неплательщиках? И как их поведение отражается на всем доме?
— Председатель ТСЖ знает, что от снабжающих организаций будут колоссальные пенни по отоплению, по воде в случае задолженности. Поэтому он берет недостающие деньги там, где их можно взять. Вода, отопление, вывоз мусора — за всё это, хочешь не хочешь, придется платить. На чем тогда сэкономить? Да на текущем ремонте. Ремонт можно не проводить, а деньги пустить на погашение долгов. Так многие и поступают.
— И что же можно сделать с неплательщиками? Почему так сложно их засудить, выселить?
— В основном с неплательщиками приходиться разговаривать, увещевать. И всегда находится какое-нибудь оправдание. Вот мать многодетная, нигде не работает, пьет, денег нет. Или дети-сироты, которые получили от государства квартиру, они бедные и несчастные и потому считают, что никому ничего не должны. Есть техническая сторона вопроса, а есть моральная. В России сильнее вторая. Года два назад в Петербурге один из жилкомсервисов даже выиграл суд, настаивая на выселении сразу 150 должников. Но прокуратура запретила это делать.
Есть, к примеру, решение Конституционного суда о том, что у человека, владеющего собственностью большой площади, часть имущества можно изъять за долги. Но что мы видим на практике? Всегда найдется куча людей, которые будут говорить: «Как же можно, это же пожилые люди, нельзя лишать их части огромной площади только потому, что они не могут за нее платить...» Так и живем.
— Пусть не выселить, но отключить неплательщику свет, газ, воду ведь можно?
— По закону можно отключить всё, кроме холодной воды и отопления. Но есть риски. Люди с отключенным газом, и такие случаи в России были, пытаются подсоединиться к трубе самостоятельно. А дальше происходит взрыв. Подобные попытки с электричеством приводят к тому, что у соседей сгорает электрическая аппаратура.
— А как эти вопросы решаются за границей?
— За границей тоже ведутся беседы с неплательщиками, но у них дома-то маленькие, таких, чтобы по тысяче человек проживало, практически нет. И культура управления общим имуществом имеет очень глубокие корни. Еще в Древнем Риме были так называемые кондоминиумы, а по сути, многоквартирные дома, для управления которыми объединялись люди. Наконец, в Европе нет такого количества домов, принадлежащих разным собственникам. У них все дома принадлежат банкам, железным дорогам, разным компаниям. В Италии, к примеру, многие жилые кварталы — собственность Ватикана, я сама удивилась, когда узнала. Получается, что хозяин один, и он легче решает все вопросы. А когда собственников много, они не знают друг друга и не знают, что им принадлежит, мы получаем то, что имеем.