Союзник, конкурент или просто инструмент: Restate.ru выясняет, что думают о программе «Домклик» руководители крупных агентств недвижимости, которым нет причин опасаться выхода на рынок нового игрока.
Недавнее заявление руководства «Сбербанка» о готовности выйти на рынок недвижимости с собственной базой, а также взять на себя часть функций риэлторских агентств по сопровождению сделок, вызвало бурную реакцию профессионального сообщества. От это погубит рынок» до «будем работать все вместе и даже лучше, чем раньше». Вспомнили даже о Российской гильдии риэлторов, которая должна была решить на своем Национальном совете: «дружить» ли агентствам со «Сбербанком» и дальше, или теперь наши интересы врозь.
На волне общественного интереса мы решили опросить представителей крупных и внутренне стабильных агентств недвижимости — представителей массового и элитного сегментов — о том, как повлияет на рынок новая система.
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group
Мы живем в динамичную эпоху, диджитализация и развитие интернет-технологий меняют бизнес кардинально, заставляют искать новые инструменты для соответствия ожиданиям клиентов. «Сбербанк» предлагает подавать документы и получать одобрение ипотечного кредита через интернет-сервис, приезжая в банк лишь для подписания документов по сделке. По замыслу, в экосистеме под названием «ДомКлик» будут сосуществовать риэлторские агентства, застройщики, владельцы вторичной недвижимости, проверенные, аккредитованные банком заранее.
Банк соединяет на своей интернет-площадке всех участников сделки с недвижимостью. Заемщик экономит время благодаря электронному документообороту, оплачивает покупку путем безналичного расчета, - официально, безопасно, быстро.
Инвестиционные сделки, подбор объектов и расчет доходности осуществляются живыми людьми, специалистами с опытом и знанием рынка. Аналитика, консалтинг, - это то, чего пока не хватает интернет-сервисам. Так же, как высокоточное суперсовременное медицинское оборудование не может заменить у операционного стола врача-хирурга, так и труд, экспертиза и знания риэлтора будут оставаться востребованными.
Мы прогнозируем, что идея Сбербанка будет отрабатываться, сервис — совершенствоваться, и постепенно риэлторские компании возьмут его на вооружение, включатся в пул партнеров банка. Возможно, со временем появятся агрегаторы, подобные сервису «Сравни.ру», они будут подбирать объекты под запрос клиента, выбирать из базы самые интересные и точные по параметрам объекты. В том, что за диджитал-технологиями будущее нашего бизнеса, сомнений не возникает, это абсолютно так. Новая система кардинально не изменит рынок, но заставит всех нас двигаться быстрее.
Это не наш конкурент, это – инструмент. Инструмент совершенствования, ускорения, облегчения стандартных процедур.
Коммерческий директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Анна Шишкина
На конференции Сбербанка «Инновации рынка недвижимости» было заявлено, что на первых строчках при поиске будут видны проекты, на которые наиболее часто оформляются ипотечные кредиты от Сбербанка. И пока не очень понятно, насколько данный критерий будет интересен конечному потребителю. Но в любом случае возможность отправить сразу же на просчет заявку на ипотеку – это значительный плюс.
Единственная угроза – это превращение программы не в действующую систему продажи, а исключительно в справочник объектов, которые есть на рынке и в которых можно оформить ипотеку от Сбербанка. Это может произойти в том случае, если предложение будет обновляться недостаточно часто или будет отсутствовать возможность забронировать квартиру, то есть программа должна учитывать все клиентские движения.
Запуск программы «Домклик» - это появление мощного конкурента, особенно учитывая крайне высокий уровень доверия к Сбербанку со стороны как столичных, так и региональных покупателей, в том случае, если проект разовьется. Технических ограничений для успешного развития проекта на данный момент нет – Сбербанк во многом является технологическим законодателем мод, в том числе на рынке недвижимости.
Руководитель управления ипотеки и субсидий ФСК «Лидер» Павел Тимошенко
Сервис «ДомКлик» - подразумевает под собой не только электронную регистрацию договоров долевого участия в Росреестре. Изначально Центр Недвижимости Сбербанка задумывался как помощник для клиента Сбербанка в решении вопроса покупки недвижимости. Тут важно понимать что Сбербанк не планирует отобрать хлеб риэлторов и отделов продаж застройщиков, они хотят помочь своим клиентам найти нужного риэлтора или застройщика.
Если говорить конкретно о преимуществах данного сервиса касательно онлайн регистрации ДДУ, то здесь и покупатель квартиры, и застройщик, регистрируя договор через электронную систему, экономит не только свое время, но и деньги. Сбербанк для своих клиентов, которые приобретают недвижимость с привлечением ипотеки, снижает ставку на 0,5%, т.е. она будет составлять 10,4% годовых.
Партнер, директор «S.A. Ricci жилая недвижимость» Сергей Егоров
Создатели платформы понимают, что никакие электронные сервисы не заменят живого брокера, обладающего опытом и вовлеченностью в процесс. Безусловно, в Интернете можно найти много полезной информации, однако покупка квартиры – слишком сложный и ответственный процесс, чтобы им можно было заниматься непрофессионально. Прежде всего потому, что клиенту часто сложно определиться, что именно ему нужно, сопоставить свои желания с возможностями и найти в итоге оптимальный вариант. Причем со временем эта задача становится все более сложной.
Профессиональный агент знает историю объектов и застройщиков: реальное финансовое положение, опыт работы на рынке, может прогнозировать скорость реализации проекта. Кроме того, брокеры, являющиеся также и консультантами, часто имеют доступ к закрытой информации о проектах, которые только планируются к выходу на рынок, и в Сети их еще нет.
Даже если покупатель смог самостоятельно найти хороший вариант в Сети и сумел грамотно оценить его надежность, останется еще очень много работы по заключению сделки. Брокер, имеющий с застройщиком долгосрочные партнерские отношения, может получить для своего клиента самые выгодные условия, о которых самостоятельно тот договориться не сумеет. При этом он профессионально сгладит все возникающие в ходе сделки острые вопросы.
Еще один плюс работы с брокером, про который не все знают, связан именно с ипотечным кредитованием. Агентство, занимающееся реализацией больших объемов недвижимости, для банков является очень ценным партнером. Поэтому его клиентам при ипотечном кредитовании порой предоставляются исключительные условия, которые покупателям, берущим кредит самостоятельно, никогда предоставлены не будут.