Экономист Сергей Зеленов — о том, как поддержать малое предпринимательство
Несмотря на активные словесные интервенции в поддержку малого и среднего бизнеса, правительству совместно с бизнес-сообществом предстоит сделать еще многое для того, чтобы МСП (малое и среднее предпринимательство) в России стало крепкой опорой для экономики и смогло снизить влияние негативных, прежде всего внешних факторов. Малому бизнесу решить задачу макроэкономической стабильности государства вполне по силам. Во многом успех решения этой задачи будет зависеть от того, как в будущем будет развиваться система поддержки предпринимателей.
Пока в России любое стимулирование — это своего рода инвестирование, выражающееся в выданных грантах (не самая эффективная система, как показала практика) и расходах бюджета. Процесс инвестирования в будущих никому не известных предпринимателей в нашей стране пока массово популярным не стал. С гораздо большим удовольствием вкладывают в компании известные, пусть и не успешные.
Логика, вероятно, в том, что малый бизнес на сегодняшний день не составляет значительную часть ВВП. Конечно, хотелось бы и больше, но быстро взрастить то, что прямо сейчас даст доход, невозможно. А раз сейчас «профита» не будет, то это можно отложить на потом, на более «жирные» годы.
Парадокс в том, что именно в «тощие» годы основной «палочкой-выручалочкой» и должен являться средний и малый бизнес. Это и занятость людей (снятие социальной напряженности), и снижение нагрузки на бюджет (уменьшение выплат пособий и т.д.). Кроме того, работа с администрированием малого бизнеса — достаточно трудозатратная вещь. Очевидно, что крупные предприятия более платежеспособны и легче взять 100 рублей с одного, чем по рублю со ста.
Основной бедой малого (да и не только малого) бизнеса являются стремительно и кардинально меняющиеся «правила игры». То, что вчера было в порядке вещей, сегодня становится запрещенным. Но отвечать по сегодняшним правилам приходится и «за вчера».
Работу по стимулированию реального роста малого и среднего бизнеса в настоящее время можно представить в нескольких направлениях.
Во-первых, требуется снижение «карающих» функций контрольных органов. Например, в Швейцарии очень четко даны понятия рамок, которыми руководствуются контролирующие органы. В первую очередь это запрет на злоупотребление правом и «соизмеримость» мер и совершенного правонарушения. В России до недавнего времени достаточно часто возникала ситуация, когда счета компании полностью блокировались из-за долга (опять же зачастую ошибочного) в несколько копеек.
Во-вторых, очень нужна долгосрочная налоговая политика. Не та «налоговая стабильность», о которой говорилось параллельно с кратным увеличением кадастровой стоимости недвижимости в целях налогообложения, когда ставка налога не растет, а налог увеличивается в разы, а реально твердые гарантии.
В-третьих, возможность «встраивания» субъектов МСП в цепочки госзаказов и крупных частных компаний. Специальные режимы налогообложения зачастую воспринимаются негативно крупными заказчиками из-за отсутствия НДС. Необходимо дать возможность субъектам СМБ добровольно применять НДС, при этом оставаясь на выбранном спецрежиме. Тем более сейчас, когда уже внедрена автоматическая система контроля, сделать это совершенно несложно.
В-четвертых, требуется расширение и сохранение существующих спецрежимов. Минимизация отчетности и прозрачный порядок налоговых платежей, не требующих громоздкого учета, — одно из обязательных условий стимулирования роста субъектов СМБ.
В-пятых, нужно стимулировать глав регионов активно применять налоговые льготы, уже предусмотренные Налоговым кодексом (система «двух ключей», когда решение о применении или неприменении льготы, предусмотренной федеральным законодательством, принимает субъект). Миграция бизнеса по регионам с целью поиска наиболее благоприятных условий — это нормально. Кстати, одним из самых ярых ограничителей такого рода миграций являются налоговые органы (это делается как бы в рамках борьбы с однодневками, что предполагает, наверное, что есть регионы с «хорошими» налоговиками, а есть с «плохими». Хотя структура вроде бы одна...).
Наконец, в-шестых, возможность «быть спокойным» за контрагентов. Действительно, на сегодняшний день есть реестр субъектов малого предпринимательства, администрирует который ФНС России. Представляется логичным, что включенные туда компании априори «чисты перед законом».
Автор — заместитель председателя комитета «Опоры России» по налогам
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции