Авиакомпания не хотела бы поднимать цены, но может это делать, потому что растут цены ее поставщиков — аэропортов, нефтяных компаний, хендлинговых компаний, обслуживающих самолеты в аэропортах, настаивает Савельев. Все эти издержки перевозчик вынужден перекладывать на пассажиров, потому что «Аэрофлот» не может работать в убыток, говорит он. Однако пассажиры могут «не потянуть» повышенные тарифы, говорит Савельев.
Необходимо ограничить рост тарифов аэропортов, которые после отмены государственного регулирования начали быстро расти, уверен гендиректор «Аэрофлота». Компания уже обратилась в правительство по этому поводу, отметил он.
В написанном на прошлой неделе письме Савельева первому вице-премьеру Игорю Шувалову, которое есть в распоряжении Forbes, гендиректор «Аэрофлота» жалуется на то, что с начала 2015 года стоимость топлива подорожала на 15%, быстро растет и стоимость услуг аэропортов, куда осуществляет рейсы «Аэрофлот».
И если базовый для авиакомпании аэропорт «Шереметьево» повысил цены в среднем на 7,5%, что представляется Савельеву разумным, то другие аэропорты увеличили тарифы гораздо сильнее. Так, «Домодедово», откуда осуществляют рейсы некоторые «дочки» «Аэрофлота», подняло тарифы на разные услуги на 15-43%, в Самаре стоимость использования аэровокзала увеличилась более чем в 2,5 раза, а аэропорт Нижнего Новгорода и вовсе собирается поднять цены в семь раз, жалуется гендиректор «Аэрофлота».
Причина такого роста — не только дерегулирование тарифов, но и монополизация рынка двумя холдингами — «Реновой» Виктора Вексельберга и «Базовым элементом» Олега Дерипаски, которые в последние годы скупили многие аэропорты в крупных российских городах, настаивает Савельев. В результате стоимость обслуживания пассажиров в региональных аэропортах уже становится выше, чем в зарубежных, утверждает он.
Правительство еще в 2013 году утвердило комплекс мер, направленных на повышение доступности авиаперевозок на внутренних линиях, напоминает Савельев. Однако нынешняя политика аэропортов может привести к снижению авиапотока, предупреждает он. Поэтому, пишет Савельев, правительству необходимо ограничить рост тарифов на услуги аэропортов и поставщиков авиационного топлива уровнем инфляции.
Савельев не одинок в своей оценке. На прошлой неделе о возможном повышении цен на билеты заявила и авиакомпания S7 Airlines, которая указала те же причины — рост стоимости услуг аэропортов из-за дерегулирования и монополизации рынка.
Сами аэропорты, однако, хотели бы ввести дополнительный инфраструктурный сбор с пассажиров на собственное развитие. С такой идеей выступили все три основных московских аэропорта — «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».