С докладом на такую тему выступил на конференции в Сочи Александр Чернокульский, директор АН «Жилфонд» (г.Новосибирск).
– Я задумался, как может развиваться риэлторский бизнес уже в ближайшем будущем. И пришел к выводу, что оба варианта развития событий : агентство без риэлторов или риэлтор без агентства вполне возможны! А отдельные моменты этого можно наблюдать уже сегодня, – сказал Александр Викторович корреспонденту «Полезной площади». – Если работу риэлтора разбить на отдельные части, то можно создать автоматический комплекс. Например, автоматизировать такие функции, как прием звонков, онлайн-консультации, определение цены объекта, подбор альтернативы, показ объекта, оформление ипотеки. Уже сейчас системы распознавания речи позволяют отвечать на 80% стандартных вопросов клиентов. И в некоторых банках эта функция уже реализована. А боты, подключенные к базе знаний, помогут оперативно отвечать на 90% запросов клиентов. Автоматическая система аналитики спрогнозирует вероятную цену продажи. Альтернативный вариант с уточнением параметров поможет подобрать система поиска. Виртуальные туры уже сейчас позволяют посмотреть объект, не выезжая на него физически. Маловероятно, конечно, что в ближайшее время людей на просмотры будут доставлять на дронах. Хотя... В Дубае уже летом этого года заработают дроны-такси. Так что работа агентства без риэлторы вполне возможна. Пусть и выглядит это пока несколько фантастически.
Другой возможный путь развития риэлторского бизнеса – когда риэлторы будут работать самостоятельно, без агентства. Отучился и начал работать, пользуясь сервисами, которые можно получить не в агентстве, а извне. Это тоже уже не новость. По статистике, сегодня в России 21800 индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере недвижимости. Вместо дежурства в риэлторской компании агент покупает лиды (заявки на услуги), делает рекламные он-лайн рассылки потенциальным продавцам и покупателям недвижимости. С клиентами можно встречаться в коворкинг-центрах в любой точке города. А с партнерами, банками и застройщиками, общаться с помощью личных кабинетов.
В ближайшие десятилетия все поменяется, но происходить это будет постепенно. Конечно, я нарисовал несколько гипертрофированную картину Пока дешевле эксплуатировать людей, чем покупать интеллектуальные системы, создавать сервисы. Но уже сейчас государство уделяет большое внимание развитию электронных услуг. Всем известно, что сегодня можно, например, продать квартиру в любом городе, не выходя из дома.
– А как же быть с психологией российского человека, который относится к своей недвижимости очень трепетно и не готов безоглядно довериться бездушным роботам и самым наисовременнейшим сервисам?
– Психология с приходом нового поколения тоже трансформируется. У молодежи к недвижимости более потребительское отношение: «Мне не надо владеть, я хочу пользоваться!» Поэтому, часть людей с появлением удобных сервисов по аренде откажется от собственности в пользу найма жилья.
Но, думаю, что на наш век хватит и таких клиентов, которым необходимо вживую поговорить, пообсуждать свои проблемы. То есть традиционный риэлторский сервис останется. Ведь людям зачастую нужно решить не техническую проблему, а консалтинговую – человек понимает, что ему некомфортно, а что для изменения ситуации необходимо, он не знает. Здесь на помощь и придет специалист-риэлтор. А те, кто все еще по старинке работает в режиме справочной службы, останутся не у дел.
– Александр, вы - директор крупного известного агентства недвижимости. Какую роль вы отводите себе в будущем, которое нарисовали?
– Я считаю, что если ты не можешь что-то предотвратить, то это нужно возглавить. Мы в своем агентстве уделяем большое внимание высокотехнологичным новинкам, и уже сейчас многие вещи, которые в других компаниях делаются вручную, у нас автоматизированы. Мы инвестируем средства в развитие различных сервисов, чтобы быть не потребителями, а поставщиками этих услуг для других. Будущее за теми, кто сможет оказывать как можно больше услуг, в том числе, и сопутствующих. Посмотрите, даже Сбербанк заявляет: «Мы поможем вам вернуть налоги!» Какое, казалось бы, отношение банк имеет к налогам? Так и агентства недвижимости, чтобы привлечь клиента, должны предлагать не только особые ставки, финансовые услуги, гарантии, но и различные сопутствующие сервисы.
А удержать хорошего риэлтора в агентстве можно только дав ему то, чего он не может получить в одиночку: обучение, социальный статус, хороший коллектив, карьерный рост.
Справка. Федеральная компания «Жилфонд» представлена на российском рынке с 1997 года. Здесь работает более 900 сотрудников. В состав агентства входят 60 офисов в Новосибирске, Москве, Барнауле, Бердске, Искитиме и Кольцово. «Жилфонд» – действительный член Российской гильдии риэлторов, Новосибирской ассоциации риэлтеров и Союза риэлтеров Барнаула и Алтайского края. «Лучшая брокерская компания на рынке ипотечных сделок – 2015», по данным всероссийского конкурса «Профессиональное признание – 2015». Обладатель золотой медали Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА–2014». Платиновый партнер Сибирского банка Сбербанка России по итогам 2016г.