ФАС предложила менять ставки акциза на топливо ежемесячно, как это сейчас происходит с таможенными пошлинами и налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для этого акциз собираются привязать к ряду показателей: цене марки Urals на оптовой бирже в Роттердаме за предыдущий месяц, среднему курсу рубля к доллару. Если новшества одобрит правительство, то цены на бензин и дизтопливо еще больше будут зависеть от рыночной конъюнктуры. И, скорее всего, они вырастут.
Доходы от экспорта российской нефти в январе–июле 2016 года упали на 30% — до $39,4 млрд. В поисках новых источников денег и в борьбе с бюджетным дефицитом правительство, похоже, решило обратиться к внутренним резервам. И изменить формулу формирования акцизов на топливо. «Пока акциз, к сожалению, меняется непредсказуемо, и периодически одномоментно происходит либо рост, либо снижение, — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. — И это трудно прогнозируемая величина, между тем этот фактор может оказать существенное влияние на уровни и динамику цен».
Как известно, в этом году ставки акциза на бензин и дизтопливо повышались дважды: в январе и апреле. Бензиновый акциз сейчас равен 10,13 тыс. руб. за тонну топлива, а акциз на солярку — 5,29 тыс. руб. на тонну. Если пересчитать на литр топлива, то суммарное увеличение составило 3 руб. на бензин и 2 руб. на дизель.
При этом ФАС России отметила, что текущая ситуация на рынке нефтепродуктов остается стабильной. «По состоянию на середину сентября 2016 года цены на дизельное топливо находились на уровне начала года, то есть имел место нулевой рост по дизельному топливу. Что касается бензина — по Аи-92 и Аи-95, — мы также отстаем от темпов инфляции», — подытожил Анатолий Голомолзин.
Большинство опрошенных «МК» экспертов говорят, что к концу года, скорее всего, уровень цен не превысит прогнозируемую Минэкономразвития инфляцию в 6,5%.
Говоря о новой формуле, начальник управления ФАС по регулированию ТЭК Дмитрий Махонин уточнил, что «уровень размера налоговых ставок акцизов на топливо должен учитывать прогнозный прирост цен на внутреннем рынке, рассчитанный исходя из принципа «net back» при определенном уровне цен на нефть, устойчивого соотношения цен на нефть и топливо, а также расчетного значения экспортной пошлины и НДПИ. Применение регулирования механизма гибкого изменения акцизов на топливо позволит стимулировать производство более качественного автотоплива и снизить негативное влияние колебания мировых цен на внутреннем рынке».
В ФАС уверены, что акциз должен быть привязан к стоимости нефти марки Urals. То есть акциз мог бы меняться ежемесячно по тем же принципам, как меняются НДПИ и таможенные пошлины.
На минувшей неделе данное предложение рассматривалось на совещании по ТЭК у вице-премьера Аркадия Дворковича. Пока вопрос прорабатывается с другими ведомствами и нефтяниками.
Если новшества будут одобрены, то цены на бензин и дизтопливо в гораздо большей степени, чем сейчас, будут привязаны к мировой конъюнктуре. Пока представители ФАС не раскрывают насколько. Например, в службе отказались сказать, каков будет размер акциза, если Urals опустится до $35 за баррель или, наоборот, поднимется до $50. Именно последняя цифра заложена в бюджете 2016 года в качестве среднегодовой стоимости Urals при дефиците в 3% ВВП.
Однако Анатолий Голомолзин настаивает, что в результате такого маневра поступления в бюджет вырастут. Значит, увеличатся и цены на топливо, что неизбежно ляжет на плечи рядовых граждан и бизнеса.