Поворот ключа в замке зажигания, а автомобиль в ответ «молчит». Повторяем действие еще раз – машина никак не отзывается. «Сел аккумулятор …» – подумаете вы. И вполне возможно, что окажетесь правы. На рынке автомобильных аксессуаров представлено множество авто аккумуляторы или АКБ от разных фирм-производителей. Как правильно обслуживать аккумулятор? Каким образом можно повысить его срок службы? Давайте разберемся.
Аккумуляторные батареи можно условно разделить на две группы – малообслуживаемые и необслуживаемые. Сейчас практически не выпускаются «полностью обслуживаемые» батареи – они часто требуют доливки дистиллята, в связи с тем, что она интенсивно выкипает в процессе зарядки АКБ из-за повышенного количества сурьмы в сплаве свинца токоотводов электродов. Малообслуживаемые батареи более удобны тем, что содержанием сурьмы в них уменьшено до 2%. Была предложена возможность компенсировать понижение механической прочности малосурьмянистых сплавов путем выпуска электродов измененной конструкции с добавлением олова, меди, селена, серы. При зарядке малообслуживаемых аккумуляторных батарей газовыделение значительно ниже, однако долив дистиллята все же понадобиться.
Спустя некоторое время в продаже появились необслуживаемые аккумуляторы. Вместо сурьмы в сплав решеток аккумуляторов стали добавлять сплав кальция, а сами решетки изготавливались методом прошивки из металлической пластины. Применение аккумуляторных решетках кальция позволило уменьшить выделение вредных газов во много раз. В результате производитель добился того, что «выкипание» объема воды можно продлить на весь планируемый срок работы аккумулятора, и вместе с тем вообще отказаться от заливных отверстий. У необслуживаемых аккумуляторов увеличен запас электролита под пластинами. Одновременно с уменьшением «выкипания» это позволят гарантировать более длительный срок работы, нежели у малообслуживаемых батарей (АКБ).
Малообслуживаемые аккумуляторные батареи недороги, но, тем не менее, они требуют, время от времени, проводить контроль уровня электролита в батарее. Необслуживаемые АКБ дороже, однако и прослужат они как минимум пять лет, не потребуя совершенно никакого ухода.
Когда аккумулятор разряжен, но зарядный ток продолжает приниматься, начинается электролиз на электродах батареи. Аналогичная ситуация происходит, если аккумулятор заряжается при постоянном напряжении, которое превышает определенный порог – электролит начинает «кипеть» с потерей воды. Этот порог связан с составом металлического сплава, при меньшем количестве примесей для электролиза потребуется большее напряжение. Но чистый свинец мягок для изготовления решеток.
Если же с вами произошел случай, описанный в начале статьи – не беда. Аккумулятор можно зарядить. Для этого можно воспользоваться специальными зарядными устройствами. Хорошими отзывами среди автовладельцев пользуется устройство под названием «Рассвет-2″. Плюсы его заключается в том, что в устройстве имеется автоматический режим зарядки, который сам дозирует ток заряда, и автоматический режим выключения, а также защита от неправильной полярности.
Рассмотрим другую ситуацию. Допустим, вы не смогли завести автомобиль не с утра, когда он находится на стоянке, а, например, вечером, когда вы собираетесь ехать с работы домой. Конечно, машину можно и бросить, и добраться до дома другим транспортом. Но если вы все же хотите уехать на своей машине – вам нужно будет «прикурить» автомобиль от другой машины. Это не такая сложная процедура, но и при ее выполнении надо соблюдать некоторые моменты и меры предосторожности.