Первыми в фонд столичной арендной жилплощади войдут комплексы бизнес-класса. Лидером на новом «белом» рынке вызвалось стать АИЖК
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) приступило к формированию фонда арендного жилья. В роли пилотных выступают два столичных проекта: «Лайнер» на Ходынском поле и Match Point на Кутузовском проспекте. В обоих агентство выкупает метражи, которые и положат начало арендному фонду. Но былые разговоры о дешевой социальной аренде пока стоит забыть: оба комплекса ориентированы на арендаторов из бизнес-среды, и сильно отличаться от рыночных арендные ставки тут не будут.
Готовясь к роли арендного лидера, АИЖК заказало ряд исследований, результаты которых гласят: сегодня в России проживает примерно 34 миллиона граждан в возрасте от 20-ти до 35 лет, большинство из которых — потенциальные игроки рынка цивилизованной аренды. Из 23 миллионов российских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 34% готовы рассмотреть «белые» варианты наемного жилья, причем львиная доля этого спроса сконцентрирована в столичном регионе и городах-миллионниках.
Около четырех миллионов семей арендуют жилье на свободном рынке, из них 3,3 миллиона снимают квартиры у физлиц. Понятно, что этот сегмент находится в основном в «теневом» секторе российской экономики, и защита прав как арендаторов, так и самих арендодателей обеспечена здесь крайне слабо. В общем, все за то, чтобы начать развивать институциональную аренду, и задача АИЖК на современном этапе — показать, как способен работать этот механизм.
По словам управляющего директора АИЖК Ирины Балкаровой, на базе пилотных проектов будут отточены стандарты наемного жилья и взаимоотношений с арендаторами, а также сформирован финансовый продукт, который будет предложен инвесторам, ведь от идеи привлечь в арендный бизнес частные деньги пока никто не отказался. Затем агентство готово распространить арендную практику на другие классы жилья и города России.