Бернардо Бертолуччи, снявший «Последнее танго в Париже», «Последний император», «Мечтатели» и другие картины, вошедшие в золотой фонд кинематографа, умер в возрасте 77 лет после продолжительной борьбы с раком, подтвердил его пресс-секретарь. Более десяти лет он был прикован к инвалидному креслу – неудачная операция на межпозвоночном диске в 2003 году лишила его способности ходить.
За свою карьеру, начавшуюся в ранних 1960-х годах, Бертолуччи стал ключевой фигурой итальянской новой волны, наравне с Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Пьером Паоло Пазолини. Но из них из всех лишь ему удалось с успехом проявить себя в Голливуде – его масштабный «Последний император» в 1987 году получил 9 премий «Оскар», включая награду за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини
Бертолуччи родился в Парме в 1941 году в семье известного поэта Аттилио Бертолуччи, и в 21 год сам получил приз на поэтическом конкурсе, прежде чем заняться кинематографом. Он начинал ассистентом на дебютном фильме «Аккаттоне» Пьера Паоло Пазолини, поэта, писателя и друга его отца. «Когда я увидел, как Пазолини снимает кадр с движущейся тележки, у меня было чувство, что я наблюдаю первый кадр, снятый с тележки, в истории человечества. Пазолини изобретал новый язык, и мне довелось стать свидетелем этого», рассказывал позже Бертолуччи. На этом сотрудничество Бертолуччи с другими мастерами не завершилось – во время своего итальянского периода он вместе с Дарио Ардженто приложил руку к созданию ревизионистского шедевра в жанре вестерн – «Однажды на диком Западе» Серджио Леоне.
Режиссерским дебютом Бертолуччи стал фильм «Костлявая смерть» (1962), расследовавший убийство римской проститутки с разных точек зрения. Картина была показана на Венецианском кинофестивале. Полуавтобиографический фильм «Перед революцией» (1964) о 20-летнем студенте, разрывающемся между марксистскими идеями и буржуазным образом жизни, участвовал в Каннах в программе «Неделя критики». После съемок фильма он женился на актрисе Адриане Асти, исполнившей роль привлекательной тетушки, с которой студент вступает в кровосмесительные отношения – однако их брак продлился пару лет.
Первую номинацию на «Оскар» за лучший сценарий Бертолуччи получил в 1970 году за «Конформиста» с Жаном-Луи Трентиньяном, в основу которого лег роман Альберто Моравиа. Картина, действие которой происходит в период правления Муссолини, положила начало совместной работе Бертолуччи и оператора Витторио Стораро, результатом которой станут соблазнительные с визуальной точки зрения шедевры – «Стратегия паука», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век». «Конформист», очень высоко оцененный ключевыми мастерами Голливуда 1970-х (Спилбергом, Копполой, Скорсезе), выдвинул на первый план приверженность Бертолуччи радикальным левоцентристским политическим идеям. «Я жил в некой мечте о коммунизме», - заметил он позже.
Марлон Брандо и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последнее танго в Париже»
«Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер, провозглашенный одним из ключевых фильмов XX века, вызвал немало скандалов и споров из-за откровенных сексуальных сцен. Из-за фильма у Бертолуччи начались проблемы с итальянскими властями – из-за обвинения в непристойности он лишился гражданских прав на пять лет. «Меня лишили права голоса на выборах, и для меня это была серьезная кара», - говорил он. – Я чувствовал, что перестал быть итальянцем». Фильм продолжал вызывать скандалы и по сей день – два года назад на заре движения #MeToo Бертолуччи подвергся критике со стороны киносообщества за его признание, что сцена изнасилования в фильме не была прописана в сценарии и стала унизительным сюрпризом для Шнайдер. «Думаю, что успех «Последнего танго» был отчасти обязан скандалу, содомии и сцене с маслом, но, по правде говоря, это невероятно безнадежный фильм, - сказал Бертолуччи в интервью Variety в интервью 2011 года. – Крайне редко случается, что столь отчаянное кино получает такую широкую аудиторию».
Проблемы с властями и прохладный прием его трехчасового эпоса «Двадцатый век» с участием Берта Ланкастера, Дональда Сазерленда, Роберта де Ниро и Жерара Депардье сыграли определенную роль в том, что дальнейшие фильмы Бертолуччи снимал вдали от родины. Именно там он добился самого большого успеха с «Последним императором» – благодаря тому, что китайские власти дали разрешение на съемки фильма в дворцовом комплексе Запретный город, куда до этого не ступала нога западного человека с камерой. Экранизацию романа Пола Боулза «Под покровом небес» Бертолуччи снимал на севере Африки, «Маленького Будду» - в Непале и Бутане.
Бернардо Бертолуччи и Лив Тайлер на сьемках фильма «Ускользающая красота»
После перерыва в 15 лет в 1996 году Бертолуччи вернулся к съемкам в Италии с картиной «Ускользающая красота» с 19-летней Лив Тайлер в роли американской туристки, стремящейся расстаться с девственностью посреди тосканских пейзажей. Фильм поныне считается одной из самых прекрасных презентаций просыпающейся женской сексуальности в кино. В XXI веке Бертолуччи, заявивший о себе как мастер масштабных полотен, занимался по большей части камерными фильмами – действие картин «Осажденные» и «Ты и я» почти не выходят за рамки одного помещения. В этот же период режиссер одержал очередной успех – его экранизация романа Гилберта Адера «Мечтатели», чувственное и ностальгическое прочтение парижских бунтов мая 1968 года с любовным треугольником в исполнении Евы Грин, Майкла Питта и Луи Гарреля, заставила проникнуться уважением к возрастному режиссеру молодую аудиторию по всему миру. А заразительный микс из политических идей и секса, приготовленный маэстро по рецепту собственного изобретения, дал начало новой волне синефилии 2.0.