Министерство экономического развития решило поменять кардинальным образом процедуру оспаривания кадастровой оценки. Новый законопроект предусматривает отмену досудебных комиссий и предлагает несогласным вначале обратиться с претензией в само государственное бюджетное учреждение (ГБУ), которое и производило эту оценку.
Эта тема была одной из центральных на заседании рабочей группы при Госдуме РФ по имущественным налогам, кадастровой оценке и оценочной деятельности.
Жалобы на самих себя
По словам заместителя директора Департамента недвижимости Минэкономразвития Андрея Берестянского, недовольный результатами кадастровой оценки для начала должен обратиться со своими претензиями в ту самую организацию, которая проводила ГКО (государственную кадастровую оценку).
То есть «ГБУ предлагают стать еще и экспертным советом, хотя такая структура уже существует при саморегулируемых организациях (СРО)», — замечает в этой связи вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман.
В такой конструкции есть все основания для вывода о том, что ГБУ будут всеми возможными способами доказывать свою правоту. Тем более, в законопроекте предусмотрен пункт, что если суд подтверждает ошибочность оценки ГБУ в более, чем в 20% случаев, то его руководитель может быть уволен.
Сложно себе представить, какое давление будет оказываться на судью, который вынося справедливое решение по снижению кадастровой стоимости тем самым будет снижать налоговые поступления в бюджет региона, да еще и будет «виновен» в отставке руководителя ГБУ. Кстати, в случае, если истец докажет ошибочность кадастровой оценки со стороны ГБУ, ему обязаны будут компенсировать все судебные расходы.
Круговая порука
Основная цель разработанных поправок особенно и не скрывается МЭРом – это полностью ликвидировать возможность оспаривания, пользуясь проверенными временем институтами гражданского общества – комиссиями, в которые входят помимо чиновников и профессиональных оценщиков представители бизнес-объединений.
ГБУ – это тот орган, который стоит в первую очередь на страже интересов государства, точнее наполнения его бюджета. А следовательно, он будет делать все возможное, чтобы минимизировать количество пересмотров ГКО. Да и задачу отстаивания чести мундира никто не отменял.
Новый законопроект, если он будет принят в нынешнем виде, создает круговую поруку чиновников. Возможности реального, а не декларативного обжалования их действия в отношении ГКО и у граждан, и у бизнеса окажутся весьма ограниченными. Заставить чиновника признать, да еще исправить свою ошибку – задача не из легких, по силам немногих.
Вся мировая практика свидетельствует об одном: в таких делах необходим независимый арбитр. Здесь, как и в политике, должен действовать принцип разделения властей.
Дайте закону поработать
Как полагает Юрий Лавряков, заместитель имущественных отношений Московской области, совсем недавно был принят новый 237-ФЗ, по нему только стали работать, а уже предлагают его существенно менять. Нам нужно усилить роль судов в кадастровых спорах, проводить в них профессиональные экспертизы, выявлять истину на основе состязательности.
В новом же законопроекте эти возможности резко сужаются, практически все отдаются на откуп ГБУ. Не имея квалифицированных кадров, достаточного опыта, на сотрудников ГБУ возлагается большая ответственность, так как руководитель ГБУ, чье учреждение допустит много ошибок, на три года лишится возможности занимать руководящие должности в этой системе.
Это не означает, что нынешняя модель всех устраивает, в ней есть многое, что следует улучшать и совершенствовать. 237-ФЗ – не священная корова, его можно и править и менять.
Но, как считает Председатель Комиссии Общественного совета при Росреестре по ГКО Алексей Каминский, чтобы это шло на пользу дела, «необходима консолидированная позиция всего профессионального сообщества, которое и должно высказать свое мнение о том, какие поправки нужны, а какие вредны.
Пока же лучше оставить все как есть и посмотреть, как это будет работать».
Как известно, практика – критерий истины.
Депутат ГД РФ Сергей Катасонов предложил создать в рамках Рабочей группы специальную комиссию, которая соберет все мнения по данному вопросу и представит в Минэк предложения для их учета до первого чтения закона.