Быстро и выгодно получать деньги бизнесу помогут цифровые технологии

Глава МСП Банка рассказал, как развивается рынок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

В России насчитывается 19 млн малых и средних предпринимателей. Обсуждению их будущего был посвящен состоявшийся в Москве ежегодный форум всероссийской деловой общественной организации «Опоры России», который в этом году прошел под девизом «Малый бизнес - национальный проект!» Актуальную для каждого предпринимателя тему доступности финансирования подняли руководители банков, которые занимаются кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса.

Прослушать новость

 


 


В России готовится к утверждению национальный проект по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), включенный в майские указы президента Владимира Путина. Среди целей проекта – удвоение объема льготных кредитов субъектам МСП, увеличение числа предпринимателей, а также их доли среди экспортеров в общем объеме поставок из России до 10% в 2024 году. Эти задачи потребуют перезапуска мер государственной поддержки и совершенствования инструментариев кредитования.

«В частности, мы стремимся к цифровизации, в идеале – субъекты МСП должны иметь возможность кредитоваться без личного присутствия», - отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

Перспективные проекты на основе цифровых технологий активно разрабатывает Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), продолжил мысль чиновника из ЦБ вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Сейчас есть запрос со стороны клиентов на онлайн-общение с банками. Поэтому нужно соединить спрос и предложение», - заметил председатель правления МСП Банка Дмитрий Голованов. В этой области преимущества у крупных банков, которые имеют возможность вкладываться в развитие цифровой инфраструктуры. «Чтобы исправить ситуацию, нужно первым переходить на инновационную бизнес-модель на базе новых технологий. Это потребует инвестиций (порядка 220-250 млн рублей), однако выгоды окупят затраты, в частности, формирование устойчивой конкурентной позиции на рынке финансирования МСП», - отметил спикер, говоря о том, как увеличить долю банков, занимающихся кредитованием малого и среднего бизнеса.

Между тем самих предпринимателей интересует вопрос быстрого и беспроблемного получения займов для развития бизнеса. Об этом мы отдельно поговорили с Дмитрием Головановым.

- Как вы оцениваете уровень доступности финансирования МСП в России на сегодня?

- Одна из ключевых задач банков и государства - упрощение доступа для предпринимателей к финансовым ресурсам. Особенно быстрое решение требуется бизнесу, который планирует расширение. Сегодня банки предлагают интересные, модернизированные продукты, например, возможность онлайн-кредитования для предпринимателей с хорошим уровнем прозрачности. С одной стороны, на такие цифровые услуги есть спрос и банки должны его удовлетворять, с другой – сами предприниматели должны с помощью цифровых технологий раскрываться и предоставлять как можно больше о себе информации, чтобы банки могли быстрее принять по ним решение.

- То есть открытость цифровым технологиям можно назвать признаком прозрачности бизнеса?

- Да, предприниматель должен быть максимально открытым для своего потенциального кредитора. А кредитор ему отплатит тем, что быстрее и дешевле выдаст средства.

- Сейчас постоянно появляются новые государственные инструменты для поддержки и стимулирования предпринимательства. Однако ещё бытует мнение, что государство только «кошмарит бизнес» и не дает развиваться. Стоит ли бизнесу начать доверять государству?

- Конечно! Государство действительно проводит большую работу по поддержке бизнеса, начиная от создания Корпорации МСП, специализированных платформ, например, портала «Бизнес-Навигатор МСП», региональных гарантийных организаций и заканчивая расширением количества закупок у малого и среднего бизнеса крупными компаниями.

- А как обстоят дела с доверием банковской системе?

- В последнее время ситуация улучшается. Мы видим больше данных о клиентах, они начали переходить в онлайн-общение с банком, что повышает качество и прозрачность заемщика. Другой вопрос, что не все готовы брать кредиты и рассчитывают развиваться с помощью собственных средств. Это выбор каждого: хочешь пользоваться всеми инструментами финансовой поддержки – будь максимально открытым, если нет, то справляйся собственными силами, но в рамках законодательства.