Представителям бизнеса могут дать возможность открывать счета в многофункциональных центрах (МФЦ). Дополнительно посещать отделения банков для активации счета предпринимателям не потребуется. Об этом «Известиям» рассказал источник на финансовом рынке. Информацию подтвердил собеседник, близкий к Минэкономразвития. Эксперты поддержали новацию, но высказали опасения, что при таком сценарии не будет выполняться принцип «знай своего клиента». Вопросы у них вызывает и квалификация сотрудников МФЦ.
В рамках нововведения сотрудники МФЦ по сути получат полномочия сотрудников банков по идентификации корпоративных клиентов. Представителям бизнеса нужно будет предоставить в МФЦ все те же документы, что и в банк для открытия расчетного счета, включая паспорт, учредительные документы, выписки из Единого реестра юридических лиц и др. Сотрудник МФЦ примет набор документов, отсканирует их и направит в банк, а тот — откроет предпринимателю счет. По словам источника, сейчас в МФЦ предприниматели могут подать заявку на открытие расчетного счета в банке и даже получить номер счета, чтобы предоставить его партнерам для заключения договоров. Но для активации счета все равно нужно посетить отделение кредитной организации. Нововведение избавит бизнес от лишних действий — все можно будет сделать в МФЦ: и подать заявку на регистрацию, и открыть счет. Для этого необходимо изменить действующее законодательство, в том числе 115-ФЗ.
— Минэкономразвития России ведет работу по расширению доступа граждан и предпринимателей к государственным, муниципальным и коммерческим услугам, предоставляемым по принципу «одного окна», — пояснили «Известиям» в Министерстве экономического развития, которое отвечает за развитие МФЦ. — В частности, министерством прорабатывается вопрос организации предоставления в МФЦ отдельных банковских услуг предпринимателям. В рамках данной работы необходимо проанализировать практику работы МФЦ с банками, чтобы выявить существующие проблемы и совместно с Банком России их решить.
По данным Минкомсвязи, в России работает 13 тыс. МФЦ, и они охватывают 96% населения страны. Банковских отделений в стране — более 30 тыс., но их число сокращается. По данным Центрального банка, за последние три года количество банковских отделений уменьшилось на 21% — с конца 2014 года в России были закрыты 9289 банковских отделений.
По мнению президента «Опоры России» Александра Калинина, открытие счетов в МФЦ будет удобно для бизнеса: очередей нет, на месте дают консультации по банковскому обслуживанию, мгновенно обслуживают, а квалификация сотрудников МФЦ не вызывает вопросов.
— Мы полностью поддерживаем данную инициативу, — заявил директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов. — Банки действительно заинтересованы в сотрудничестве с МФЦ в рамках расширения каналов продаж своих продуктов и услуг. Ежедневно в МФЦ за получением госуслуг обращается большое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым было бы удобно одновременно воспользоваться и банковскими продуктами.
По словам представителя Бинбанка, сотрудничество с МФЦ при правильно выстроенном процессе позволит банкам увеличивать клиентскую базу, сокращая издержки на привлечение клиентов. Андрей Возмилов отметил, что подобный канал сможет работать только для «простых» банковских продуктов, поскольку сотрудник МФЦ ограничен во времени консультации клиента, а также из-за большого объема госуслуг, предоставляемых в окне.
Руководитель блока малого и среднего бизнеса банка ТКБ Сергей Мартыненко назвал открытие счетов бизнесу в МФЦ позитивным нововведением.
— Но вопросы вызывает реализация основного принципа «знай своего клиента», ответственность, которую будут нести сотрудники МФЦ и насколько качественно они смогут проверять предоставляемые бизнесом документы, — указал представитель ТКБ. — Открытым остается вопрос и выбора банка. Очевидно, что предприниматели будут консультироваться с сотрудниками МФЦ по выбору банка, и пока непонятно, какие будут действия сотрудников МФЦ, когда им зададут этот вопрос.
Сергей Мартыненко также не уверен, что издержки банков в рамках нововведения существенно снизятся, так как по действующему законодательству поступающие по всевозможным каналам в банк документы в любом виде все равно необходимо обработать и заархивировать.