Сбербанк предложил своим клиентам при приобретении квартиры расплачиваться с застройщиком банковской картой – можно списать как всю стоимость жилья, так и первый взнос по ипотеке. В эксперименте пока принимают участие лишь несколько компаний, выбранных банком, среди них, например, ГК «Пионер», «Группа ЛСР», ГК «Эталон», остальным же ничего не остается, кроме как наблюдать. Портал Novostroy-M.ru попросил экспертов рассказать о плюсах и минусах «пластика» для оплаты столь крупной покупки.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»
Не думаю, что услуга онлайн-оплаты будет очень популярна среди застройщиков из-за дополнительных расходов на комиссию за эквайринг. Чтобы понять, как рынок недвижимости, вероятно, отреагирует на нововведения от Сбербанка, стоит привести в пример автомобильный бизнес. В большинстве автосалонов у клиентов есть возможность оплатить покупку по карте.
Однако в таком случае стоимость автомобиля увеличивается на 2-3%. Таким образом, автоцентр закладывает комиссию за эквайринг в сумму сделки. По всей видимости, аналогичным образом будут поступать и девелоперы, то есть в итоге клиенту придется платить больше. Пойдут ли на это на это девелоперы – покажет время.
Онлайн-оплата сделки на первичном рынке на практике оказывается не столь инновационной. Ведь речь не идет о переводе сделок на рынке недвижимости в онлайн, а лишь о возможности совершить оплату с помощью карты. Не стоит забывать, что клиенту в любом случае придется посетить офис застройщика, подписать договор бронирования, основной договор (ДДУ или купли-продажи). Единственное, теперь дольщику не нужно стоять в очереди в банке, чтобы оформить денежный перевод продавцу. Однако возникает логичный вопрос: а много ли клиентов имеют на карте Сбербанка 7-15 млн рублей, чтобы купить квартиру? Или даже 1-2 млн рублей для первоначального взноса? На первый взгляд, удобная и необходимая услуга в результате все равно обернется необходимостью заказывать деньги для их снятия с депозита, идти в Сбербанк, чтобы положить на карту. Не факт, что это окажется проще и быстрее, чем сделать привычный и понятный всем перевод.
Самый главный минус онлайн-оплаты заключается в необходимости платить застройщику комиссию за эквайринг в 1-2%, что, на мой взгляд, является заградительным для внедрения оплаты по карте покупки недвижимости. Для сравнения: 1% – средний размер обязательного страхования ответственности застройщиков. Даже эта сумма серьезно отражается на финансовой нагрузке девелопера и приводит к снижению маржинальности проекта. Поэтому не думаю, что застройщики будут серьезно заинтересованы в оплате сделки по карте, ведь, несмотря на удобство, урезать и без того невысокую доходность еще на 1-2% абсолютно невыгодно. Еще один способ – сократить уровень дисконтов на те же 2%, что невыгодно уже дольщикам. Ведь 2% от цены квартиры в 10 млн рублей – это 200 тысяч. Думаю, ради экономии такой суммы покупатель будет готов потратить время и сделать безналичный перевод. К тому же, известная программа «Спасибо от Сбербанка» (возврат 0,5% от размера платежа в виде бонусов) с той же суммы позволит получить только 50 тыс. рублей. То есть дольщик теоретически потеряет на нововведении 150 тыс. рублей.
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград»)
Распространение покупки жилья с помощью карты во многом будет зависеть от того, насколько успешно пилотный проект пройдет в жилых комплексах застройщиков, выбранных Сбербанком.
Предпосылки к полному или частичному переводу услуг на рыке недвижимости в онлайн, безусловно, есть. Уже сегодня во многих проектах покупатели могут оплатить онлайн ряд услуг, будь то бронирование или стоимость услуг оформления. Безналичный расчет на сегодняшний день является самым безопасным. Даже на вторичном рынке, где многие годы расчет между покупателем и продавцом производился за наличные деньги путем аренды ячейки, все чаще используется аккредитив, который подразумевает дополнительный контроль со стороны банка, проверку подлинности купюр. Таким образом, наличные расчеты уходят в прошлое.
На потенциальную востребованность такой услуги, как оплата сделки с застройщиком с помощью карты влияют несколько факторов. Во-первых, это наличие карты Сбербанка у покупателя. Далеко не все потенциальные дольщики пользуются его услугами. Поэтому сразу возникает вопрос – насколько целесообразно клиентам открывать отдельную карту для совершения сделки? С учетом того, что на это требуется определенный период (заполнить заявку, прийти за выпущенной картой, положить на нее необходимую сумму), не факт, что покупатели посчитают разумным тратить время ради онлайн-оплаты, тем более, если они пользуются услугами вовсе другого банка. На мой взгляд, популярность оплаты сделок на рынке недвижимости онлайн во многом будет зависеть от того, смогут ли предложить подобную опцию и другие кредитные учреждения, в противном случае только ради одной сделки покупатели вряд ли будут оформлять карту другого банка.
В то же время, за счет оплаты покупки в режиме онлайн можно значительно сократить срок между подписанием договора и его оплаты до нескольких часов, что очень удобно, в том числе и региональным покупателям, которые закрывают сделку одним днем и у них не возникает дополнительных расходов на гостиницу, билеты и пр. Да и другим покупателям, в принципе, удобно не тратить свое личное время на процесс покупки жилья.
Конечно, любой застройщик должен иметь экономическое обоснование для сотрудничества с банками в сфере оплаты сделки с помощью карт. Главная сложность заключается в размере комиссии за эквайринг, которая составляет порядка 1-2%. По всей видимости, данные расходы девелопер станет закладывать в стоимость квартиры, будь то прямое повышение цен или снижение размеров предоставляемых дисконтов. Застройщики ликвидных проектов, вероятно, смогут это сделать, а вот девелоперы менее востребованных, вероятно, будут осторожны в принятии решения о перспективном сотрудничестве со Сбербанком в сфере оплаты сделок по карте. В любом случае речь идет о расширении инструментов для совершения покупки, что станет дополнительным конкурентным преимуществом. По сути, речь идет об инновационном предложении: впервые на рынке недвижимости клиент сможет оплатить онлайн не просто стоимость дополнительных услуг, но и всю суму сделки.
Павел Телушкин, исполнительный директор компании «ФЦСР» (девелопер «Квартала Триумфальный»)
Полагаю, что данная инициатива не получит широкого распространения в условиях падающей платежеспособности покупателей. Сегодня люди стали более требовательными к способам хранения своих сбережений, поэтому перспектива аккумулировать на одной карте большие средства, особенно если речь идет о покупателях высокобюджетного жилья, с которыми работает наша компания, не вызовет восторга.
В то же время, оплата по карте значительно упростит расчеты с клиентами, которые приобретают жилье в рассрочку. Таковых в премиальном сегменте заметно больше, чем на рынке жилья эконом- и комфорт-класса (до 30% от общего числа покупателей в зависимости от проекта).
Однако нужно понимать, что представители покупательской аудитории элитного и премиального жилья редко ведут расчеты самостоятельно, поэтому им, как правило, все равно, каким именно образом оплачиваются приобретения.
На мой взгляд, в массовом сегменте приобретение квартиры по карте не станет популярным сервисом. Едва ли у покупателей недорого жилья имеются на карточках 5-10 млн рублей, необходимых для покупки квартиры. Как правило, эти деньги хранятся в разных валютах и на разных счетах, а отчасти – в наличном виде. Соответственно, покупка картой будет связана с дополнительными хлопотами, которые не нужны клиентам.
Сегодня застройщики пытаются использовать самые разные технологии в сфере продаж, только чтобы привлечь дополнительный покупательский спрос. На мой взгляд, возможность оплаты по карте – один из таких случаев. В выигрышном положении окажутся прежде всего те покупатели, которые привлекают ипотечный кредит Сбербанка на покупку квартиры – упростятся их расчеты с банком.
Главный минус оплаты по карте – это риски, связанные с высокой вероятностью похищения средств, а также их блокирования самим банком. Не исключено, что инициатива Сбербанка – это пробный камень в политике контроля над расчетными операциями с деньгами граждан. В развитых странах дорогостоящие покупки (в том числе недвижимые) можно проводить только через безналичный расчет, как правило, по карте. При этом банки могут потребовать подтверждение легального происхождения столь крупных средств. На мой взгляд, российский рынок к этому пока еще не готов.
Марина Комогорова, первый заместитель руководителя департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость»
Прежде всего, далеко не у каждого клиента есть карта Сбербанка (несмотря на то, что это крупнейшее кредитное учреждение). Кроме того, на этой карте должна быть достаточная сумма для оплаты недвижимости. Даже для приобретения квартиры-студии в Московском регионе потребуется 1,5-2 млн рублей и больше, не говоря уже о стандартных и тем более просторных вариантах жилья. Есть еще и нюанс, связанный с наличием взаимозачетных сделок. Клиенты получают необходимые деньги за счет продажи собственного жилья, открывают аккредитив и совершают оплату.
Банки могут перенять эту практику и постепенно внедрять ее у себя с целью упрощения самой процедуры перевода. Однако тот формат оплаты, который сейчас используются на первичном рынке, представляет собой отработанный механизм, и предлагаемые преимущества/упрощения могут быть не настолько принципиальны, чтобы вводить данные изменения.
Также заметим, что многие покупатели нуждаются в привлечении ипотеки, так как не обладают нужной суммой, чтобы совершить покупку жилья. Например, в одном из наших проектов доля сделок с использованием кредитных средств доходит до 80%. Конечно, судя по информации, предлагаемая услуга позволит списать деньги частично (частичная оплата, скорее всего, будет более распространена, чем полная, так как клиентов со свободными средствами мало на рынке).
Однако клиенту, не имеющему карты Сбербанка, вряд ли будет интересно открывать счет, так как в этом случае возникает лишнее действие. Потому оплата будет производиться привычным способом – открытием аккредитива в партнерском банке.
Богдан Зварич, аналитик ГК «ФИНАМ»
На мой взгляд, пока преждевременно говорить о распространении этого проекта на другие банки. Да, Сбербанку, как крупному игроку удалось договориться с 20 девелоперами, более мелким банком это будет сложнее. Плюс к этому, Сбербанк предложил им эквайринг и, скорее всего, по сниженным тарифам, что сделает данную услугу интересной для застройщиков. Что же касается покупателей недвижимости, то данный способ оплаты для них может оказаться очень удобным, однако вряд ли стимулирует рост спроса на недвижимость.
Другие же банки и девелоперы будут внимательно следить за развитием данного проекта и в случае успеха могут попытаться повторить его. Однако Сбербанк уже занял существенное место на рынке и, если пилотный проект окажется удачным, скорее всего будет расширять свое партнерство и приводить в программу новых девелоперов.
Виталий Разуваев, коммерческий директор девелоперской компании «Сити-XXI век»
Сама по себе идея покупки квартиры по банковской карте прекрасна: это удобно и современно, упрощает процесс покупки недвижимости. Если владелец хранит сбережения на карте (или имеет возможность оперативно перевести на нее средства с депозита), покупка жилья становится таким же простым занятием, как оплата продуктов в магазине.
Застройщикам это выгодно хотя бы тем, что в сознании клиентов такая покупка ассоциируется с чем-то легким и необременительным. Как известно, деньги с банковской карты тратятся гораздо легче, чем наличные. Однако пока смущает то, что дополнительные расходы (процент за проведение операции) ложатся на застройщиков. Но, как говорится, удобство клиента для нас в приоритете. Поэтому, если услуга будет востребована и эксперимент окажется успешным, мы внимательнее изучим возможность внедрения этого опыта в компании.
Дмитрий Волков, коммерческий директор «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ»
Сейчас банки вместе с застройщиками разрабатывают сервисы для клиентов, чтобы процедура сделки была простая и быстрая. В Сбербанке стараются оперативно реагировать на потребности и запросы клиентов. Пожалуй, сейчас Сбербанк - наиболее прогрессивный и современный банк с точки зрения инноваций и изменений. Думаю, что подобную услугу в ближайшее время запустят и другие банки. В первое время, пока услуга новая, у клиентов может быть некоторая настороженность. Но по итогам 2017 года, полагаю, Сбербанк выйдет на ожидаемый оборот 30-40 млрд рублей.
Для клиента - это скорость и удобство оплаты. Не нужно ехать в банк, совершать дополнительные действия, тратить время. Большинство наших покупателей пользуются услугами Сбербанка и их мобильным сервисом, поэтому для многих оплата картой будет удобна. В ближайшее время мы планируем реализовать механизм платного бронирования через мобильное приложение Сбербанка. Основной минус для клиента – необходимость хранить значительную сумму на карте, не всем это кажется безопасным. Объекты «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ» пользуются доверием крупнейших банков, и мы планируем в I квартале 2017 года запустить несколько сервисов, которые позволят сделать процесс покупки жилья более удобным для наших клиентов.