Блокировка счета и другие неприятности с банком: как избежать

Приостановление операций по расчетному счету или отказ в обслуживании — все чаще у клиентов банка возникают подобные чрезвычайные ситуации. Что делать, если и вас коснулись эти неприятности, — расскажем далее. А здесь смотрите начало серии материалов о блокировках счета по 115-ФЗ.

Ситуации, в которые попадают клиенты банков и причины, по которым это происходит
При появлении подозрений в отношении конкретного платежа или всей деятельности клиента банк приостанавливает операции до выяснения обстоятельств, блокирует счета или вовсе отказывает в заключении договора.

Те, кто столкнулся с подобными ситуациями, уже знают, что их разрешение требует много времени и стальных нервов. Чаще всего банк отказываются комментировать причины таких действий. И это только усугубляет конфликт.

Мы подготовили таблицу, в которой максимально подробно объяснили, как действовать клиенту, если в отношениях с банком что-то пошло не так:

Ситуация
Возможные причины 
Что предпринять

Нет возможности войти в интернет-банк, при этом все остальные программы работают

Вероятно, банк ограничил дистанционное обслуживание. Сотрудники хотят лично убедиться, что доступ к счету производит уполномоченное лицо

Обратитесь в банк любым способом: через колл-центр или лично посетите отделение.
Обратите внимание: сотрудники банка должны разъяснить причины ограничения. Возможно, на какое-то время придется забыть об удобствах и самостоятельно возить платежки в кредитное учреждение

Поступило уведомление от банка с требованием предоставить перечень документов

У внутреннего контроля банка есть сомнения в отношении всей деятельности клиента или какой-то конкретной операции

Представьте в срок все запрошенные документы. Дополните их информационным письмом, подробно разъясняющим экономический смысл вашей деятельности.
Обратите внимание: перечень документов и срок для их предоставления каждый банк определяет самостоятельно. Отсутствие разъяснений в установленный срок может повлечь отказ не только в проведении конкретной операции, но и в дальнейшем обслуживании счета

Невозможно совершить платеж или какую-то иную операцию, которым присвоен статус «приостановлено». Поступил запрос о предоставлении подтверждающих документов

Сотрудники банка проверяют вашу сделку. Это может занять несколько дней.
Исходя из полученной информации будет принято решение о проведении или отказе в проведении платежа

Если вы уже предоставили все документы, необходимо набраться терпения и подождать.
Обратите внимание: приостановка операции для проверки — стандартная банковская процедура. Если после изучения документов останутся сомнения, вас могут пригласить на устную беседу в службу финансового мониторинга банка

Платеж не исполнен по неизвестным причинам. Банк не запрашивал документы

Возможны два варианта: платежное поручение оформлено с ошибками или банк решил, что платеж сомнителен

Проверьте платежку. Если в ней все верно, письменно обратитесь в банк за разъяснениями.
Обратите внимание: банк не обязан самостоятельно информировать клиента об отказе в проведении операции. Такие разъяснения предоставляются только по официальному запросу

Банковская операция приостановлена, запрошены документы. Вы предоставили документы, но операция все равно не проведена

Внутренняя служба безопасности банка признала сделку подозрительной и передала об этом сведения в Росфинмониторинг

Обязательно свяжитесь с банком. Напишите письменный запрос о предоставлении информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции.
Обратите внимание: после получения ответа от банка обязательно направьте документы, опровергающие выводы банка о сомнительном характере сделки. Приложите информационное письмо с разъяснениями

Банк отказал в заключении договора банковского счета

По каким-то причинам банк не желает видеть вас в числе своих клиентов.
Иногда это вызвано тем, что ИП, организация или ее руководители находятся в «черном списке» Росфинмониторинга.
А бывает и так, что заявитель (или его деятельность) просто не вызывают доверия у банка

Подайте в банк заявление с требованием предоставить письменно информацию о причинах отказа.
Обратите внимание: чтобы обратиться за реабилитацией в Межведомственную комиссию при Банке России, у вас должен быть на руках письменный отказ банка

Для разрешения конфликтных ситуаций между банками и клиентами создана Межведомственная комиссия при банке России (МВК). В нее входят специальные представители ЦБ РФ и Росфинмониторинга. По заявлению клиента они рассматривают обоснованность отказа банка в проведении операций или обслуживании счета.

Подводим итоги

Если у банка возникли подозрений в отношении платежа или деятельности клиента, он вправе приостановить операции до выяснения обстоятельств, заблокировать счет, а также отказать в заключении договора.

Перечень возможных неприятных ситуаций с банком и пути их решения мы привели в данной статье.
О том, как клиенту убедить банк в своей добропорядочности и что делать тем, кто попал в «черные списки» Росфинмониторинга, мы расскажем в нашем следующем материале.