По мере удорожания услуг ЖКХ все более повышается социальная значимость такой меры, как субсидирование расходов на их оплату за счет бюджета.
Из жилищного законодательства можно выделить три критерия, по которым определяется право гражданина на субсидию:
- стоимость ЖКУ,
- суммарная величина доходов семьи,
- доля, которую составляют расходы на оплату ЖКУ, в доходе семьи.
Если семья или одиноко проживающий гражданин тратит на оплату ЖКУ больше, чем 22% от величины ежемесячного дохода, они признаются нуждающимися в субсидии (региональные власти вправе установить для своей территории меньшее значение максимально допустимой доли).
Полномочиями по назначению и выплате субсидий наделены региональные органы социальной защиты населения.
Они же несут ответственность за законность начисления субсидий – а значит, вправе проводить проверки на предмет достоверности предоставленных заявителем сведений и документов (в свое время это подтвердил Верховный Суд РФ – дело № АПЛ12-722).
А теперь поводов для проверки стало еще больше: связано это с внесением изменений в Правила предоставления субсидий на ЖКУ (ПП РФ от 26.07.2018 г. № 871).
Граждане были освобождены от обязанности представлять документы о составе своей семьи: теперь достаточно лишь перечислить членов своей семьи с указанием степени родства в заявлении о назначении субсидии.
Органы соцзащиты должны самостоятельно запрашивать все необходимые документы, касающиеся состава семьи, в рамках межведомственного взаимодействия (прежде всего – у управляющих организаций, которые располагают сведениями о составе семьи владельца конкретного жилого помещения).
В развитие этого положения органам соцзащиты добавили ряд новых обязанностей – а именно:
- регулярно проверять, насколько достоверные сведения представил заявитель о составе своей семьи, обращаясь за назначением субсидии.
При этом в Правилах обозначены категории граждан, которых следует проверять в первую очередь:
1) Те, кто обращается за субсидией повторно
Субсидия назначается на 6-месячный срок, после чего нужно оформлять ее заново (при условии, что право на нее сохраняется).
При повторном назначении субсидии не требуется заново представлять весь пакет документов (только заявление и справки о доходах) – вероятно, с этим и связано требование о приоритетной проверке таких заявителей;
2) Те, у кого расходы на оплату ЖКУ превышают максимально допустимую долю в семейном доходе в 2 раза и больше
С учетом того, что предельное значение этой доли на федеральном уровне обозначено в 22%, существенное ее превышение (в два и более раза) вызывает подозрения в достоверности сведений, представленных заявителем.
Хотя, если учесть, что минимальный размер пенсии для неработающих на этот год утвержден на уровне 8 846 рублей (по РФ), стоит ли удивляться 44-м процентам расходов на оплату ЖКУ в сумме ежемесячных доходов человека;
3) Те, кто не имеет постоянного источника дохода
Если у человека, обратившегося за субсидией, нет постоянного места работы, он также попадает под пристальное внимание органов соцзащиты. Это вполне объяснимо: уровень доходов является одним из важнейших критериев, определяющих право гражданина на получение субсидии.
Поэтому если доход нерегулярный, он может как уменьшаться, так и увеличиваться в короткий промежуток времени. Разумеется, органы соцзащиты регулярно будут это проверять.
Поскольку сведения о составе семьи органы соцзащиты получают прежде всего на основе данных домовой книги, то возможны расхождения с тем, как обозначил круг своей семьи сам заявитель.
Например, ЖК РФ позволяет собственнику вселять в качестве членов своей семьи не только детей, родителей и супруга, но и других родственников, а в исключительных случаях – и иных лиц.
Если собственник считает проживающего с ним гражданина членом своей семьи, то в спорных случаях этот факт придется устанавливать в судебном порядке (признать членом семьи собственника).
Поэтому без решения суда по итогам проверки органы соцзащиты могут обвинить заявителя в сообщении недостоверных сведений и потребовать все перечисленные в счет субсидии суммы.