Девелоперы предлагают дифференцировать взносы в госфонд по строительству в зависимости от надежности застройщика
Власти продолжают усилено минимизировать риски участников долевого строительства жилья. Так весной этого года были приняты поправки в 214-ФЗ (закон о дольщиках — ИФ), где одним из важных изменений стало создание государственного компенсационного фонда, который станет альтернативой страхованию договоров долевого участия (ДДУ).
Напомним, что внедрить компенсационный фонд Минстрою России было поручено по итогам Госсовета по строительству. "Сегодня работа выполнена, все нормативные правовые документы подготовлены. И в первую очередь, проект постановления правительства РФ о наделении фонда Единого института развития в жилищной сфере полномочиями по формированию и управлению компенсационным фондом", — рассказал директор департамента по жилищной политике Минстроя России Никита Стасишин.
Он отметил, что определены и основные функции фонда: получение взносов от застройщиков и контроль за их поступлением, осуществление полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика, если он вносил взносы в компенсационный фонд хотя бы в отношении одного объекта, осуществление выплат возмещений гражданам — участником долевого строительства при банкротстве застройщика, предоставление займов, в том числе беспроцентных, а также оказание финансовой помощи застройщику, который берет на себя обязательства по завершению строительства.
Госфонд должен начать свою работу уже с 1 января 2017 года, но полного взаимопонимания у бизнеса и власти пока нет. Так, например, глава Национального объединения застройщиков (НОЗА) и корпорации "Баркли" Леонид Казинец выступил с предложением дифференцировать взносы застройщиков в государственный компенсационный фонд долевого строительства в зависимости от степени надежности девелопера.
По его мнению, крайне важно, чтобы тарифы не являлись уравнительными. "При 100% проектном финансировании банка с государственным участием тарифы застройщика должны быть ниже 0,5%, чем у компании без госучастия", — сказал Л.Казинец.
Предприниматель отметил, что если быстро диверсифицировать тарифы не получится, то имеет смысл установить "средний тариф, который не будет ухудшать ситуацию надежных и крупных застройщиков".
Его предложение поддержал глава ОВС Александр Ручьев, добавив, что логично, чтоб публичные компании с большим капиталом платили меньше.
Генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александр Плутник на это ответил, что такое станет возможно, но в будущем.
"Тарифы должны быть разные. Такая статистика будет копиться, и в дальнейшем тарифы будут диверсифицироваться, но на входе они для всех будут одинаковые", — пояснил он, отметив, что сегодня застройщики платят порядка 15% годовых за банковское финансирование.
"Давайте посмотрим правде в глаза: банковское финансирование ежегодно стоит 15% годовых, а фонд за пользование деньгами граждан с целью защитить их риски устанавливает 1% за три года строительства", — добавил он.
Не видит механизма диверсификации тарифов и министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. "Новая редакция закона гласит, что тариф должен быть до 1%. Теоретически, я, безусловно, согласен с тем, что неплохо бы и дифференцировать. Но кто будет дифференцировать, кто будет назначать размер взноса для того или иного застройщика?".
Он добавил, что пока не видит возможности избежать коррупции в этом процессе. "У нас пока еще цена репутации не настолько высока в отрасли".