Как и почему столь важно развивать в России инклюзивный театр. Ответы на эти вопросы прозвучали на пресс-конференции, посвященной открытию Центра творческих проектов «Инклюзион» при участии фонда «Со-единение».
В небольшой комнатке репетиционной базы Театра наций около пятидесяти человек: журналисты с диктофонами, телевизионщики с камерами, фотокорреспонденты и просто театралы. За главную здесь Ингеборга Дапкунайте, продюсер спектакля «Прикасаемые». Говорит о том, с чего всё началось – с 2014 года и фестиваля «Территория».
- Тогда мы показали эскиз спектакля «Прикасаемые» с участием слепоглухих и зрячеслышаших актеров. Когда увидели, какой он встретил отклик у зрителей, у прессы и у нас самих, поняли - надо продолжать, – вспоминает она. – С тех пор «Прикасаемые» зажили своей активной жизнью. Спектакль регулярно играется, а в роли рассказчиков, которые постоянно меняются, уже выступили такие замечательные актеры, как Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Анатолий Белый, Евгений Цыганов, Алиса Фрейндлих.
Спикеры поочередно рассказывают о том, чем будет заниматься Центр и какие у него ближайшие творческие планы. Конечно, основной целью является развитие профессионального инклюзивного театра в России и вывод его на международный уровень. Но помимо этого создатели хотят реализовывать уникальные художественные проекты, рассчитанные на максимально широкую аудиторию: не только тех зрителей, которые могут прийти в театр, но и тех, чья жизнь ограничена, увы, одной территорией. Так спектакли будут показываться в детских домах, хосписах, онкологических центрах, домах слепоглухих и других площадках. Всего же в центре намерены развиваться четыре направления- «Инклюзион.Школа», «Инклюзион.Театр», «Инклюзион.Музей», «Инклюзион.Лаборатория».
Виктория Авдеева, креативный директор центра творческих проектов «Инклюзион», рассказала, что в 2017-м году планируется создать новую – международную – версию «Прикасаемых»:
- Спектакль будет показан в Лондоне и в Париже. Новые версии мы создадим при участии британских и французских слепоглухих актеров. Евгений Миронов и приглашенные знаменитости (Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Франсуа Клюзе и др.) прочтут поэтические тексты, написанные слепоглухими участниками на разных языках – это будет мульти культурный спектакль. В каждой новой версии мы будем обращаться к культурному контексту страны.
Так, например, во Франции за основу возьмут историю Клода Моне, который, теряя зрение, продолжал писать картины. Помимо «Прикасаемых» идет работа над постановками «Эрмитаж: Живые картины» и первым в России сенсорным спектаклем «Четыре ветра». Над последним работает известный британский режиссер Тим Вебб, основатель сенсорного театра, основанного на сенсорике и тактильных ощущениях.
Режиссер-постановщик спектакля «Эрмитаж: Живые картины» Альберт Рудницкий убежден, что его проект также доносит до зрителей целую историю за счет сенсорики и кинестетики. «Интуитивная составляющая и вера творят чудеса», - уверен он.
Атмосфера доброжелательная, почти домашняя, ведь разговор идет о благом деле – поддержке тех, кто действительно нуждается, тех, чьи возможности отличаются от возможностей других людей.
«Мы не называем их людьми с ограниченными возможностями, - неоднократно подчеркивают говорящие. – С разными, так правильнее».
Для таких людей будет работать «Инклюзион. Школа» – проект, возникший на основе инклюзивной театральной школы «Со-единение». В 2017 году бесплатные школы откроются в четырех городах: Екатеринбурге, Оренбурге, Курске и Санкт-Петербурге. Образовательная программа будет строиться по принципу театрального вуза и включать в себя такие дисциплины, как пластическая выразительность и речь, также планируется проведение открытых занятий на площадках московских театров и школ. Это будет уникальный опыт включения слепоглухих людей в профессиональный контекст театра.