«Северок» Виктора Михайлова

В Воркуте побывал авиалюбитель Виктор Михайлов. На легкомоторном самолете он покоряет просторы некогда родного Севера и уверяет, что за малой авиацией в Арктике будущее.

Легкомоторный «Северок», сделав несколько кругов над тундрой, садится прямо на снежный наст.

– Я даже засомневался. Видимость портится, дымка идет местами. На связи диспетчеры были, я погоду запросил – неважнецкая. Такая пасмурная – самая опасная, специально пару фальшфееров взял, чтобы было видно, куда садиться, – делится после приземления пилот Виктор Михайлов.

Михайлов родился в Диксоне, а ныне проживает в Подмосковье. Свой «Северок» использует как альтернативу автомобилю и железнодорожному транспорту.

– Моя цель не только долететь до крайней точки – острова Вайгач, посетить поселки, повидать людей, – но и обратить внимание на возможности малой авиации, – рассказывает Виктор.

Сам пилот «Северка» пока не является частным предпринимателем, хотя считает, дело это выгодное, особенно в Заполярье с его бескрайними просторами, отсутствием дорог и неповоротливостью гражданской авиации.

– На Западе, скажем, люди летают на таких самолетах так, как ездят на машине. В Харуте мы сегодня встречались: самолет или вертолет летит с Нарьян-Мара два часа, билет стоит семь тысяч. Для Харуты это дорого. Мой самолет стоит 1,2 миллиона рублей, свидетельство пилота – около 200 тысяч. Отучился, купил небольшой самолетик – летаешь сам. Можно привезти себе продуктов, решить проблему медицинской помощи, – объясняет Михайлов.

Двухместный сверхлегкий СкайРейнджер «Северок» с легкостью садится практически на любую поверхность благодаря небольшому весу – 500 килограммов. Гордость аппарата – двухцилиндровый двигатель BMW R-1200. Такие в Германии ставят на мотоциклы и аэросани. В отличие от схожих аппаратов не имеет водяного охлаждения, а значит, не боится обледенения. Мощность 105 лошадиных сил – почти в три раза больше, чем у мотоцикла «Урал».

– С километровой высоты этот самолет при штиле планирует на десять километров. Очень неплохое аэродинамическое качество для такого класса, ведь он тряпочный, – показывает Виктор Михайлов на крылья. – Несмотря на то, что он такой простенький, самолет прошел в Великобритании проверку на безопасность, во многих странах используют для обучения – у него спаренная система управления.

Виктор Михайлов проверил свой «Северок» не только на просторах России, но и в условиях Арктики. Под Вологдой птица попала в винт, пришлось садиться на заросшую просеку. В Заполярье участвовал в перелете малой авиации по маршруту Красноярск-Диксон, в прошлом году завершил перелет к 100-летию основания поселка Диксон и экспедицию памяти Никифора Бегичева, в ходе которой были обнаружены точные координаты севшего аварийно в 1947 году в Арктике Douglas C-47.

Ныне Виктор Михайлов и «Северок» отправляются в Амдерму, а оттуда на северную оконечность Вайгача