Что такое соц-арт?

Салютующие портрету усатого вождя столь же усатые пионеры-горнисты, мчащий во весь опор краснознаменный кентавр, красногалстучное медвежье утро в сосновом бору, встающий из-за моря советский герб – живописные образы соц-арта. Сочетание вечных сюжетов и советской символики, столкновение общечеловеческих ценностей и социалистической идеологии стали характерными признаками этого направления постмодернистского искусства. Предлагаем здесь https://kiev.ticketsbox.com/il-divo-a/ приобрести билеты на концерт IL DIVO.

Соц-арт появился как ироническое совмещение терминов соцреализм и поп-арт, Его метод можно обозначить как изложение приемами поп-арта расхожих штампов позднего советского официоза, как гротескное и эпатирующее цитирование идеологических клише соцреализма. Произведения соц-арта напоминают показанный власти язык и сродни политическим анекдотам, рассказанным языком живописи.

Основоположниками направления и авторами термина соц-арт стали московские приятели-художники Виталий Комар и Александр Меламид. Со слов очевидцев, соц-арт был рожден зимой 1972 года в пионерском лагере, где художники зарабатывали на жизнь, готовя к летнему сезону наглядную агитацию и рисуя пионерские портреты. Как позже рассказывал Александр Меламид, такое «никогда не придумал бы один художник. Только два выпивающих друга могли – в процессе многодневных разговоров во время оформления пионерского лагеря – решиться на это…»

Вероятно, соц-арт явился своеобразной реакцией на засилье пропаганды в жизни и культуре застойных лет. Используя набившие оскомину лозунги, знаки и символы социалистической агитации – звезду, серп и молот, знаменосцев, пионерский салют – соц-арт играючи возвращал им первоначальный смысл и ломал идеологические штампы. Ирония и гротеск при свободном цитировании любых художественных стилей и предметов стали основой его эффектного, осознанно эклектичного художественного языка. Эксперты скажут, что соц-арт наследует типичному поп-арту, и его основной технический прием заключается в абсурдных сочетаниях живописи, скульптуры и реальных вещей.

Известность пришла к соц-арту под занавес 80-х годов. Один из флагманов перестройки – журнал «Огонек» с тиражом около 10 миллионов экземпляров – посвятил Комару и Меламиду огромную статью, дополненную парой разворотов с цветными репродукциями их работ; тогда же направление вызывает международный интерес. В это время соц-артом занимались многие художники, среди которых выделяют Александра Косолапова, Бориса Орлова, Ростислава Лебедева, Леонида Сокова, Эрика Булатова, Григория Брускина и других. Однако годы перестройки не только вывели соц-арт на вершину моды, но и привели его к закату, сделав неактуальной основу его иронических образов.