В ФИНЛЯНДИИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЛУЧШИЕ РАБОЧИЕ — ЭТО ЖЕНЩИНЫ

«Лады» финской сборки отличаются от тольяттинских машин, прежде всего, более высоким качеством. Многие, вероятно, уже знают, что в Финляндии «девятки» собирают бок о бок с «Саабами» и знаменитыми «Порше». В чем же секрет шарма «Евролады»? Вся разгадка — в финских женщинах. Именно представительницы слабого пола составляют основную массу трудящихся на заводе «Валмет Аутомотив». Менеджеры компании, кстати, часто используют этот факт как козырь в переговорах с автогигантами. «ВАЛМЕТ АУТОМОТИВ» — единственное в Финляндии предприятие по выпуску легковых машин — уже давно работает с автостроительными фирмами из разных стран. Финны сначала просто выпускали отдельные узлы и детали. Но вскоре такие известные компании, как «Порше», «Сааб», «Крайслер», «Фиат», «Пежо» и «Ситроен» стали доверять партнеру сборку излишне специализированных или затратных по времени моделей. Доставка из КНР в Казахстан услуга от shenberlink.kz.

На заводе, расположенном в небольшом городе Уусикаупунки, линия сборки российских «Лад» находится всего в нескольких шагах от специального цеха по выпуску кабриолетов «Сааб» — самой престижной модели шведской фирмы. Представители финской компании гордо заявляют, что собирают модель «Самара» по стандартам «Порше» и «Сааб». Для АвтоВАЗа это хорошая реклама. Ведь «Евролада» ориентирована прежде всего на европейский рынок, где приходится иметь дело с очень взыскательными и педантичными покупателями.

Сборочных предприятий, подобных «Валмет», в Европе много: «Карманн» в Германии, «Пининфарина» и «Бертоне» в Италии. Все они играют достаточно важную роль в кооперации автопроизводителей. По сути, освобождают крупносерийных производителей от выпуска проблемных моделей. Например, «Саабу» выгоднее поставить кузова и двигатели для моделей с откидным верхом на финский сборочный завод, чем прерывать производственный процесс на своем предприятии для установки дополнительной оснастки.

Исполнительный вице-президент компании «Валмет» Вели-Пекка Васама надеется, что подобный вид деятельности сохранит рентабельность производства и в дальнейшем. Во всяком случае, растущий спрос на сборочные услуги позволил «Валмет» в 1997 году увеличить прибыль со 105 млн финских марок (18, 8 млн долл.) до 112 млн марок. При этом показатель доходности превысил средний по индустрии уровень и достиг 19%. Столь убедительная статистика лишний раз свидетельствует о готовности производителей щедро оплачивать услуги внешних партнеров по сборке специализированных моделей.

Однако в этом бизнесе, как и во всяком другом, есть подводные камни. Для автостроительных фирм передача производства чревата потерей контроля над качеством на этапе окончательной сборки, что может вызвать нарекания пользователей со всеми вытекающими последствиями. Сборочные предприятия, в свою очередь, рискуют потерять контракт, так как у производителя могут возникнуть избыточные мощности на собственных заводах, или он вовсе откажется от выпуска некоторых моделей.

«Валмет» столкнулся с подобной ситуацией в 1997 году, когда «Опель» свернул производство модели «Калибра» на финском заводе. А в 1999 году истекает срок контракта с АвтоВАЗом. В Финляндии не исключают, что на новых переговорах с российским партнером могут возникнуть определенные проблемы. Судьба «Евро-лады» остается пока неясной. Очевидно лишь, что в качестве самого убедительного аргумента, финская компания вновь будет делать упор на высокую квалификацию кадров. Как утверждает один из менеджеров завода в Уусикаупунки, «нигде в другом месте вы не встретите рабочих, которые от сборки моделей «Порше» могут сразу же перейти на сборку переднеприводных «Саабов».