Принято считать, что загородная жизнь или летние выезды на дачу подходят для семей с детьми и в целом для тех, кому за 30. Однако специалисты рынка утверждают, что среди покупателей загородной недвижимости немало молодежи. Редакция IRN.RU выяснила, что выбирают молодые покупатели и как они используют свои дома и участки.
Молодая доля Несмотря на сложившийся стереотип о том, что молодежь предпочитает городские квартиры, доля молодых покупателей загородной недвижимости, по заявлениям экспертов, не сильно отстает от других возрастных групп. Так, по данным компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», на долю покупателей в возрасте до 30 лет приходится 22% сделок. Они всего чуть-чуть не дотягивают до более старших групп: категории 31-40 лет (25%) и 51-60 лет (23%).
При этом у некоторых компаний доля молодых покупателей даже выше. Например, в «Истринской долине» они составляют треть. Зато элитную недвижимость молодежь покупает реже. Так, среди клиентов департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty молодежь составляет 20%.
Slow living
Эксперты утверждают, что загородная недвижимость все же наиболее востребована для семейного проживания, поэтому даже среди молодежи ее чаще всего покупают те, кто планирует или уже имеет детей. «В последнее время все более массовый характер приобретает тренд на размеренный образ жизни – slow living, причем это явление наблюдается и среди молодого поколения. Что в свою очередь отражается на покупательском поведении молодых людей в сегменте загородной недвижимости, - говорит управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. – В нашу компанию было несколько обращений от молодых пар и семей, которые хотят приобрести загородный дом в дальнем Подмосковье и переехать туда жить, при этом продав свою квартиру в Москве. Либо купить таунхаус в более ближнем радиусе, чтобы иметь возможность совместить поездки в город с «чистой» природной составляющей». Генеральный директор «Kaskad Недвижимость» Артур Григорян выделяет два основных мотива покупки загородной недвижимости молодежью. Первый – создание семьи и переезд в более просторное экологичное жилье. Такие причины чаще называют семейные пары в возрасте 25-35 лет, имеющие одного или нескольких детей, причем младший в 52% случаев – дошкольного возраста. В таких семьях жена чаще всего не работает либо трудится по гибкому графику. Второй мотив – это стремление к статусному жилью, когда денег на дорогую квартиру не хватает. Среди таких покупателей обычно молодые люди в возрасте 25-30 лет, чаще всего это дети обеспеченны родителей, при этом 37% уже имеют семью.
Однако на загородном рынке растет число молодых покупателей, у которых еще нет детей. «Сегодня мы наблюдаем повышение интереса у молодых людей к дачной жизни в новом ее понимании. Старый стереотип про 6 соток и бесконечное окучивание картошки уходит в прошлое, - говорит Евгений Клец, начальник отдела продаж «Вектор Инвестментс». - Современная молодежь, которую сейчас принято называть «поколением Y», в первую очередь демонстрирует большую мобильность. И если на западе они предпочитают аренду покупке квартиры и запросто меняют города, то у нас это качество проявляется со своей спецификой. Объективно, далеко от Москвы представителям «поколения Y» переезжать сложно, но зато можно попробовать себя в сельском хозяйстве, модном благодаря культуре хипстеров. Также современная дача становится отличным способом продемонстрировать свою оригинальность».
В элитном сегменте молодые люди зачастую покупают загородную недвижимость потому, что выросли в отдельном доме и привыкли к такому образу жизни. «Проведя все детство и юность в Подмосковье, они в принципе не рассматривают для себя квартиры», - говорит руководитель отдела продаж департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Мария Соковцева.
Постоянное жилье или дача По данным аналитического центра «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», на загородном рынке молодые люди часто выбирают таунхаус в силу того, что не готовы «нагружать» себя заботами по содержанию отдельного коттеджа. Формат сблокированного жилья также востребован коммуникабельными людьми, которым некомфортно жить в изоляции. Интересно, что таунхаусы предпочитают даже покупатели элитной загородной недвижимости. «Для примера – поселок лэйнхаусов «Ильинка», где было много покупателей – семей до 30 лет. Они выбирают большие площади с прицелом на то, что дети появятся в обозримом будущем. Думаю, таких покупателей было процентов 20-30%», - говорит Мария Соковцева.
При этом мнения экспертов по поводу целей покупки разделились. «В нашем случае более чем в 90% сделок речь идет о недвижимости для постоянного проживания», - утверждает Артур Григорян. Евгений Клец говорит, что в «Истринской долине» молодежь, напротив, предпочитает дачные варианты для сезонных выездов. С ним согласен директор по продажам компании Landwerk Михаил Африканов: «Среди молодого поколения наибольшим спросом пользуется покупка дачи для отдыха по выходным. Большинство из них работает по стандартному графику и не имеет возможности перебраться за город на постоянное проживание, а коттеджи, находящиеся на небольшом удалении от МКАД, являются для них дорогостоящей покупкой».
Креативная дача Порой молодые покупатели используют свои загородные участки весьма нестандартно. «Так, одна молодая семья после переезда в загородный дом в дальнем Подмосковье обзавелась курами, а немного позже - и козой с коровой. В итоге это превратилось в полноценную мини-ферму с организацией собственного производства экологических фермерских продуктов», - рассказывает Владимир Яхонтов.
В поселке «Никитское» на одном из участков хозяева организовали оригинальную фотостудию: вкопали в землю три морских контейнера и объединили их проходами. «Такое сооружение могло бы стать полноценным бункером, но служит вполне себе мирным, более того – креативным целям», - говорит Евгений Клец.
Инженер и музыкант Сергей уже несколько лет снимает с друзьями загородный дом в 40 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. Все они занимаются сноубордингом и раньше по несколько раз за зиму выезжали кататься на подмосковные горнолыжные курорты. Только на кратковременную аренду домов у каждого из них уходило около 30 000 – 40 000 за сезон. В результате друзья решили, что целесообразнее будет снять дом на постоянной основе. На эти цели у них уходит 40 000 в месяц или по 5 000 рублей с человека. В год каждый тратит больше, чем раньше (60 000 рублей), зато помимо зимних выездов всегда есть где собраться летом.
«Остальные активно ездят сюда только зимой, летом периодически приезжают на выходные, - рассказывает Сергей. – А я живу здесь круглогодично. Мне нравится жить на природе, хотя добираться до работы приходится полтора часа каждый день. При этом за аренду я скидываюсь на общих основаниях – по 5 000 в месяц. Во-первых, даже если бы я здесь не жил, им бы приходилось оплачивать полную аренду, к тому же я слежу за домом и участком, оплачиваю коммунальные услуги». На участке ребята построили рампу для скейтбординга, а в гараже оборудовали небольшую репетиционную базу.
Таким образом, загородная недвижимость вполне востребована не только среди больших семей, но и у молодых покупателей. При этом наиболее подходящие для них поселки – те, что способны поддержать активный образ жизни.