Еще недавно получить ипотеку для ИП было достаточно трудно, но в последние годы ситуация несколько улучшилась – Сбербанк, ВТБ и некоторые другие банки стали охотнее выдавать ипотечные кредиты индивидуальным предпринимателям. Тем не менее и сегодня привлечь ипотечные средства владельцам небольших фирм бывает достаточно трудно: банки не всегда могут проверить реальные доходы организации, а потому относятся к ним с изрядной долей подозрительности.
На что можно получить кредит? Получить кредит можно на приобретение различного рода объектов коммерческой недвижимости – складских, торговых, производственных, офисных помещений и земельных участков. Оформить ипотеку для ИП банки могут либо под залог приобретаемого объекта, либо под поручительство бизнеса, который находится в собственности индивидуального предпринимателя. При этом существуют особые условия для выдачи ипотечного кредита: срок деятельности ИП не может быть меньше, чем полгода, а годовая выручка не больше 360–400 млн рублей (в зависимости от конкретного банковского учреждения).
Основные трудности получения ипотеки для ИП Существует несколько причин, по которым банки отказывают в ипотеке для ИП. Прежде всего, это отсутствие у банка возможности проверить стабильность получения организацией прибыли. В связи с действующими нормами законодательства индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность по упрощенной системе налогообложения, одна из особенностей которой заключается в том, что выявить точную сумму ежемесячной прибыли может быть довольно затруднительно. А без точной суммы прибыли банк не может установить и максимальную сумму ипотеки для ИП.
Отрицательными факторами при принятии банком решения могут стать также отсутствие прозрачности бизнеса, сложность оценки расходов, нестабильность доходов, отсутствие запрашиваемых документов.
Особенности получения Хотя процесс получения ипотеки для ИП не всегда завершается удачно, перед походом в банк можно совершить несколько процедур, которые помогут повысить шанс на одобрение кредита.
За год (а лучше за два) до подачи документов в банк следует начать вести управленческую отчетность, в которой будут учитываться все расходы и доходы компании за каждый день. Таким образом, у предпринимателя будет документ, в котором отражены все – как «белые», так и «черные» – финансовые движения. Управленческая отчетность не находится в числе обязательных для подачи документов, но в 90% случаев банки ее требуют.
Вся документация ИП должна быть приведена в идеальный порядок, а налоговые декларации и отчетности должны подаваться своевременно.
В случае наличия открытых кредитов рекомендуется досрочно их погасить: чем лучше будет кредитная история, тем выше шанс, что ипотека для ИП будет одобрена.
Следует собрать сумму денег, которой будет достаточно для оплаты всех сопутствующих расходов, а также для первоначального взноса, который может составлять порядка 30% от общей суммы приобретаемого объекта недвижимости.
Еще одним плюсом будет, если индивидуальный предприниматель является клиентом банковского учреждения, где планирует брать ипотечный кредит. В этом случае банк сможет проследить движение средств на счету организации и сделать соответствующие выводы о ее состоятельности.