Новостройки Москвы и Подмосковья в июне-июле 2017 года: спрос подпортили погода и надежды на дешевую ипотеку

На рынке новостроек летнее затишье – по сравнению с активным апрелем спрос в Москве к началу июля просел уже на 20%. Помимо сезона отпусков в оттоке покупателей «виноваты» погода и ожидания дальнейшего снижения ипотечных ставок, считают представители ведущих риелторских агентств московского региона.
 

Спрос

Спрос на столичные новостройки, просевший в мае на 19,2% к апрелю, в июне сократился еще на 1,3%, несмотря на большее количество рабочих дней. Всего, по данным Росреестра, за первый месяц лета в Москве было зарегистрировано 4 103 договора долевого участия в строительстве жилья (ДДУ). В годовом выражении темпы прироста ДДУ упали в июне до 49,9% с 67,6% в мае и 103,4% в апреле.

«Активная заинтересованность покупателей в начале первого летнего месяца снизилась к его концу: многие по причине некомфортных погодных условий покинули Москву и отправились в отпуск, кто-то решил отложить квартирный вопрос в ожидании дальнейшего уменьшения ставок по ипотеке», - рассказывает директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Юлиан Гутман.

Тем не менее, с учетом традиционного летнего спада потребительской активности, июнь и первая половина июля оказался достаточно удачными для агентств недвижимости. В компании «Метриум Групп» число сделок в июне по сравнению с маем выросло на 8,2%, а относительно июня прошлого года - на 48%. В столичных проектах «МИЭЛЬ-Новостройки» продажи в июне и начале июля осталось на майском уровне, рассказала гендиректор компании Наталья Шаталина.

Количество обращений в «Азбуку Жилья» в июне увеличилось на 40,4% к маю и на 39,7% - по сравнению с прошлым годом. В «Инкоме» потенциальный спрос в июне вырос на 10% к маю, а за две недели июля показатель прибавил еще 16%.

Конечно, больше всего риелторов радует сохраняющийся рост продаж в годовом выражении. «Увеличение спроса на московские новостройки, которое мы наблюдаем с начала года, на мой взгляд, связано со стабилизацией экономического положения страны, началом восстановления ВВП, а также сохранением относительно доступного уровня цен и стоимости ипотечных кредитов», - говорит управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Еще одна и, возможно, главная причина – рост объема предложения новостроек и, на этом фоне, существенное снижение порога входа на рынок «старой» Москвы. По данным «ИРН-Консалтинг», во II квартале 2017 г. только между Третьим транспортным кольцом и МКАД в продаже появилось 39 новых домов, тогда как во II квартале 2016 г. – только 24. Общее количество корпусов за год увеличилось с 260 до 352, то есть в 1,4 раза (см. «Новостройки Москвы во II квартале 2017 года: предложение растет, а цены снижаются»).

Объем предложения жилья экономкласса на территории «старой» Москвы за тот же период времени вырос в четыре раза: по информации компании «БЕСТ-Новострой», в данном сегменте в июне продавалось 3 222 квартиры, а год назад - 802. Средняя стоимость квадратного метра в новостройках экономкласса за год снизилась со 144 200 руб. до 113 400 руб.

Таким образом, спрос увеличивается за счет увеличения выбора и доступности новостроек (снижения цен и ипотечных ставок), но за темпами роста предложения по-прежнему не успевает. Как следствие, в разрезе отдельных проектов продажи могут падать, несмотря на рост покупательской активности на рынке в среднем. Например, согласно финансовой отчетности группы ЛСР, одного из крупнейших застройщиков и лидеров продаж в Москве, в I полугодии компания реализовала на 52% меньше квадратных метров и получила за них на 49% меньше денег, чем за аналогичный период прошлого года (см. «За год в Москве купили почти 1 млн кв. м новостроек»).

В целом, согласно подсчетам компании Est-a-Tet, при существующих темпах реализации и отсутствии нового предложения на продажу 3,3 млн кв. м жилья, экспонируемого в старых границах столицы, потребуется четыре года.

Однако хотя баланс спроса и предложения в Москве далек от идеала, за МКАД положение много хуже. Например, количество обращений от потенциальных покупателей по проектам Prisma Group (Подмосковье) упало на 34,2% в годовом выражении. «Это происходит из-за перераспределения и перефокусировки спроса из Московской области в Москву», - отмечает директор по продажам Prisma Group Кирилл Кузьмин.

«Старая» Москва, где появляется все больше привлекательных по цене проектов, мешает и собственным присоединенным территориям. Но далеко не так сильно, как Подмосковью. По данным «Метриум Групп», если в прежних границах Москвы в июне прошло около 3 000 сделок с новостройками – на 44% больше, чем годом ранее, то в Новой Москве количество ДДУ увеличилось на 30%, примерно до 1 000 штук.
 

Ипотека

Стартовавшее в конце февраля межбанковское соревнование по снижению ипотечных ставок, благодаря которому в мае ипотека на рынке новостроек подешевела до беспрецедентных 10,9% годовых в среднем, обеспечило заметный рост доли ипотечников в общей структуре продаж во II квартале 2017 г. Например, в «Миэль» доля ипотечных сделок с новостройками увеличилась с 37% в I квартале до 57% по итогам II (в апреле - 54%, в мае 65%, в июне - 53%). В «Инкоме» доля ипотеки во II квартале росла со скоростью 3,5% в месяц и в июне превысила 80% от общего количества договоров. В проектах «Метриум групп» на первичном рынке жилья в старых границах Москвы удельный вес «ипотечников» по итогам апреля-июня достиг в среднем 44% (в июне 40%, в мае 33%), прибавив 5 п.п. по сравнению с I кварталом. В Новой Москве соответствующий показатель увеличился на 3 п.п. и составил в среднем 45% (50% в июне, 40% в мае).

«Рынок опасался окончания программы государственного субсидирования, однако на сегодня условия по ипотеке не менее привлекательны. Стоит отметить, что в рамках базовых программ ставки ниже, чем были в рамках программы «Ипотека с господдержкой», - отмечает Татьяна Гусева, директор ипотечного центра компании «МИЭЛЬ-Новостройки».

Вторая, не менее важная причина увеличения веса ипотеки в структуре сделок в последний год - снижение платежеспособности потенциальных покупателей, то есть объема денежной массы на руках, добавляет Кирилл Кузьмин.

При этом, как уже было сказано выше, ожидания дальнейшего снижения ставок уже начинают тормозить спрос на новостройки. По словам Кузьмина, в первой половине июля конвертация обращений от потенциальных покупателей в сделки по этой причине упала в два раза.
 

Скидки

Скидки остаются непременной составляющей процесса продажи жилья в Москве и Подмосковье. По данным компании «Инком», дисконты в настоящее время предлагаются в 90% новостроек московского региона.

«Из 292 проектов (всех классов и форматов жилья), реализуемых в границах старой Москвы, скидок нет только в 34, то есть доля проектов, где застройщики стимулируют покупателя различными акциями и бонусами, сегодня достигает 88%, или 258 проектов», - говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».

При этом величина дисконта по конкретному объекту далеко не всегда афишируется заранее. «У покупателей уже сложилось представление о том, что при покупке квартиры застройщик или продавец должен дать скидку. Таким образом, зачастую, девелоперу выгоднее не понижать стоимость всех квартир в рамках акций, а выбрать несколько для формирования дешевого предложения для привлечения внимания, а по остальным квартирам все обсуждения о возможной скидке оставить на более продвинутую стадию переговоров, когда потенциальный покупатель уже посетил объект и готов перейти к этапу покупки», - добавляет Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья».

По данным «Метриум групп», в массовом сегменте старомосковских новостроек по состоянию на июнь 2017 г. со скидкой можно было купить квартиры в 97% проектов. Исключением стали только два жилых комплекса: «Орехово-Борисово» и «Level Амурская». Надо отметить, что эти проекты и без скидок одни из самых доступных в Москве – см. «Самые дешевые новостройки Москвы: рейтинг столичных районов в пределах МКАД в июне 2017 года».

Месяцем ранее скидками было охвачено 99% проектов, а в прошлом году – только 93%. В Новой Москве скидки в июне предоставлялись в 87% проектов, находящихся в продаже. Год назад – в 84% ЖК.

Средний размер скидок на рынке московского региона, по оценкам риелторов, не претерпел существенных изменений в последнее месяцы и составляет примерно 5-6-7%. Однако максимальная скидка летом 2017 года впервые превысила уровень 30%, отмечает Юлиан Гутман.