Диагностика и лечение проблем с речевым аппаратом у детей

Развитие речевого навыка считают одной из составляющей полноценного развития ребенка. Малыши от рождения обладают способностью постичь родной язык. С практической точки зрения, речь – коммуникативный инструмент, позволяющий малышу взаимодействовать с окружающим миром. Отклонения в развитии способности говорить – результат нарушения высшей психической функции головного мозга. Если проблема замечена на ранней стадии, то занятия с детским психологом помогут быстро устранить симптомы.

Составляющие части процесса говорения

Речь – многоуровневый процесс. Он включает несколько элементов. Первый – восприятие звуков. Малыш понимает, что ему говорят. Второй элемент – самостоятельное воспроизведение звуков. Обоими процессами управляет речевой центр. Среди возможных причин, которые приводят к нарушению его работы, выделяют:

  • патологические изменения, возникшие во время внутриутробного развития;
  • сбой в работе артикуляционного аппарата;
  • нарушение работы слухового органа;
  • наследственные факторы.

Поведение родителей не стоит списывать со счетов. Распространенная ошибка – родители мало разговаривают с малышом. Мотивируют это тем фактом, что дитя все равно ничего не понимает. На самом деле, это не так. Чем больше с ребенком разговаривают, тем активнее формируется его речевой центр. Еще одна возможная причина в нарушении речевой деятельности – отставание в психофизическом развитии. Обусловлено оно может быть перенесенными заболеваниями, неправильным питанием и так далее.

Психологическая сторона вопроса

Педиатры акцентируют внимание на значимой детали. Нарушение в развитии детского речевого аппарата приводит к изоляции ребенка. Ему некомфортно общаться со сверстниками. Родители должны обратить внимание на симптомы, которые скажут о проблеме:

  • бедность словарного запаса;
  • использует больше жестов для выражения мыслей, нежели слов;
  • ребенок постоянно наблюдает за губами говорящего и так далее.

Комплексную оценку ситуации выполнит только врач.

Необходимость обратиться к доктору

Нарушение работы речевого аппарата – проблема, которая носит комплексный характер. В начале стоит записаться на прием к логопеду. Доктор проведет осмотр пациента. После этого сформируют терапевтический курс или направят ребенку к более узкому специалисту. Особенность коррекционной работы – устранение негативных факторов, которые спровоцировали проблему. Могут потребоваться занятия с детским психологом для нормализации ситуации. Не оставит без внимания доктор поведение родителей. Нередко нездоровый психологический климат в семье провоцирует проблему. Медикаментозное лечение может потребоваться в том случае, если нарушение спровоцировано заболеванием.