За прошедшие десятилетия дизельные двигатели стали технологичнее и сильно прибавили в мощности. Однако даже самые совершенные из них способны превратить в полезную работу только 40% используемой энергии - все остальное уходит с отработанным теплом и тратится на то, чтобы нагреть детали и преодолеть трение между ними. Так нижние поршни двигателя 10Д100 нагреваются до 450 градусов, а отдельные части крышек цилиндров в моделях 5Д49 - всего на 50-100 градусов меньше.
Для нормальной работы дизельного двигателя необходимо поддерживать на оптимальном уровне температуры теплоносителей дизеля. Эту функцию выполняет система охлаждения.
Для того, чтобы охладить мощный двигатель локомотива требуется установка дополнительного теплообменного устройства (радиатора), способного отвести тепло, выделяющееся при работе дизеля. Такой теплообменник (радиатор) размещается вне двигателя локомотива в так называемой шахте охлаждения (шахта холодильника). Теплообменник разделен на секции, которых в его составе может быть от 6 до 80 штук в зависимости от типа тепловоза и мощности двигателя. Каждая секция представляет собой набор латунных плоскоовальных трубок с нанизанными на них и припаянными методом спекания (ВС) или погружения (ВП) медными охлаждающими пластинами. Медные пластины придают секции необходимую прочность и увеличивают общую площадь охлаждения секции до 30 кв. метров. Плоскоовальная форма трубок оптимизирует аэродинамику секции радиатора. С двух сторон трубки секции запаяны в трубные коробки, которые закрываются специальными крышками с коллекторами, имеющими отверстия для крепления и подвода - отвода теплоносителя. Коллекторами секции крепятся через герметизирующие прокладки к верхнему и нижнему коллекторам шахты охлаждения.
Площадь поверхности шахты охлаждения тепловоза напрямую зависит от количества таких секций. Так общая охлаждаемая воздухом поверхность секций радиатора в шахте охлаждения тепловоза 2ТЭ10В достигает 1600 кв. метров.
Для охлаждения нагретых деталей двигателя используют жидкие теплоносители – воду, антифриз и масло. Они забирают энергию от поверхностей двигателя и отводят ее от него. В свою очередь, горячий теплоноситель охлаждается воздухом в водяных секциях радиатора в теплообменнике шахты тепловоза (шахта холодильника). Более интенсивный отвод теплоэнергии обеспечивает принудительный обдув секций радиатора вентиляторами, которые создают скорость воздушного потока до 8 - 12 м/с.
В конструкциях тепловозных холодильных установок вода, охлаждающая дизельный двигатель, находится под высоким давлением, которое предупреждает ее закипание при повышении температуры до 110 градусов. Для ускорения циркуляции воды, а соответственно, для увеличения количества отводимой теплоэнергии, на дизель устанавливаются насосы (помпа), которые задают скорость перемещения теплоносителю. Такой замкнутый принцип охлаждения позволяет обходиться относительно малым объемом воды в небольших по размеру охладительных установках тепловозов.
Группа компаний “Завод систем охлаждения” и “Радиаторный завод” разрабатывает и производит медно-латунные радиаторы для систем охлаждения различных видов теплоносителей, которые используются в дизельных двигателях большой мощности. Компания выпускает высокопрочные радиаторы для тепловозов, карьерных самосвалов БелАЗ, дизель-генераторных установок (ДГУ), силовых агрегатов буровых установок (СА), компрессорных станций и трансформаторов. На сегодняшний день Группой компаний разработаны и успешно применяются на современных тепловозах разные типы секций радиатора, с которыми можно познакомиться на сайте: www.radsystem.ru. В случае, если заинтересованный в покупке клиент не нашел нужную информацию на сайте, специалисты компании всегда готовы оперативно и постараются исчерпывающе ответить на вопросы, отправленные на почту: CRM@radsystem.ru.
Продукция компании поставляется на все тепловозостроительные заводы Российской Федерации, на Филиалы РЖД, тепловозоремонтные заводы и успешно эксплуатируется в различных климатических зонах.
Заказать продукцию или получить дополнительную информацию можно по телефонам: +375 (17) 262-91-91; 8 (499) 963-53-52; 8 (483) 258-08-11.