Домов эконом-класса больше не будет. Что изменит отказ от термина «жилье эконом-класса»?

В Минстрое предложили упразднить принятый сегодня на строительном рынке и в чиновных кругах термин «жилье эконом-класса». Заменой может стать термин «стандартное жилье». По замыслу министерства, новое понятие нужно вводить для формирования качественной жилой среды. Термин «стандартное жилье» подразумевает недорогое жилье, которое девелоперы уже научились строить. Теперь задача – создавать городскую среду и разработать ее стандарты. Что ждет рынок при замене «жилья эконом-класса» на «стандартное жилье»?

Размытые границы На сегодня, по данным АН «Итака», доля жилья эконом-класса на первичном рынке (в строящихся и сданных домах, в которых еще есть нераспроданные квартиры) составляет 46%. На вторичном рынке Петербурга понятие «эконом» более размыто, ведь есть уникальные предложения, например дешевые квартиры в центре города – большой площади, но в плохом состоянии и в доме без капитального ремонта.

Класс жилья, напоминают в АН «Итака», зависит от нескольких факторов: стоимости квадратного метра (чем она ниже, тем вероятнее дом будет отнесен к жилью эконом-класса), количества квартир в доме (в доме бизнес- и элит-классов количество квартир, как правило, невелико, а значительное количество квартир как в доме, так и на этаже – верный признак жилья эконом-класса), процентное соотношение однокомнатных и студий к «двушкам» и «трешкам» (чем больше в доме студий и однокомнатных, тем больше шансов у ЖК быть причисленным к жилью эконом-класса – как правило, в классе «комфорт» количество студий и однокомнатных не превышает 50% от общего числа квартир), площадь квартир (так, например, студии комфорт-класса начинаются от 25 кв. м, квартиры меньшей площади можно отнести к жилью эконом-класса).

«Выделить точные отличия между комфорт- и эконом-классом крайне трудно, поскольку принадлежность объекта к сегменту определяют сами застройщики, а классификация – это зачастую лишь маркетинговый ход, – говорит Катерина Соболева, управляющий директор департамента жилой недвижимости NAI Becar. – Однако можно говорить о том, что ЖК комфорт-класса от жилья эконом-класса отличает более высокое качество строительства и отделочных материалов, увеличенная площадь квартир, улучшенные планировки мест общего пользования».

Жилье эконом-класса: как ни крути По мнению экспертов NAI Becar, с введением термина «стандартное жилье» ситуация на рынке недвижимости не изменится. А в «Лаборатории Метров» предполагают, что повысятся нижние границы цен без повышения качества.

«Стандартное жилье – это удобный подход к дому. Плотность населения должна быть разумной – дом не должен состоять только из студий и однокомнатных квартир. Должно быть предусмотрено достаточное количество машиномест – не по нормам, а как минимум одно машиноместо на квартиру, и все эти машины не должны располагаться под окнами», – считает Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории Метров».

О размытости и индивидуальности понятий «жилье эконом-класса» и «стандартное жилье» говорят многие эксперты. «Как не назови недорогие новостройки, они ими и останутся, – делится мнением Николай Урусов, исполнительный директор строительной компании «Красная Стрела». – Это лишь вопрос терминологии. Застройщики не будут менять площади квартир, дизайн домов или стоимость квадратного метра, подстраиваясь под каждую новую инициативу чиновников. Параметры жилья эконом-класса зависят от реалий рынка и характеристик спроса. Если покупатели будут приобретать лишь компактные однокомнатные квартиры, застройщики увеличат их предложение. Если вырастет популярность двух- и трехкомнатных вариантов, будут проектировать больше таких квартир. Какой смысл строить то, что не нужно твоей целевой аудитории?».

Термин «жилье эконом-класса» на сегодняшний день уже не так активно используется – подчеркивают в «Петербургской Недвижимости».

«Девелоперы Петербурга стараются обходить подобную формулировку по отношению к своим ЖК, заменяя ее на “жилье сегмента масс-маркет”, то есть жилье массового спроса, где самая высокая ценовая категория – класс “комфорт”, при этом разница в стоимости 1 кв. м между жильем эконом-класса и комфорт-класса может достигать 30 тыс. рублей», – сообщает Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость».

В ИСК «Отделстрой» также отмечают редкость употребления термина «жилье эконом-класса» и частотность употребления словосочетания «масс-маркет».

«Смена названия никак не повлияет на качество жизни в подобных новостройках, – считает Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой». – Ровно как и обозначение “стандартное жилье” вместо “жилье эконом-класса” не заставит застройщиков сознательнее относиться к формированию социально-бытовой инфраструктуры, благоустройству, озеленению и пр. До сих пор на рынке встречаются новостройки, которые на 90% состоят из студий и малометражных “однушек”, где по 18 квартир на этаже, не хватает парковок и социальных объектов. Назови их как угодно, но комфортнее жить от этого в них не станет».

Как отмечают в ИСК «Отделстрой», грамотные покупатели сейчас обращают внимание не на класс объекта – жилье эконом-класса или «комфорт», а на набор характеристик – близость к метро, толщина стен, качество отделки мест общего пользования, наличие детских садов, школ, поликлиник, парков и скверов, удобство парковки и др.

Как исправить «эконом» «Необходимость уйти от термина “жилье эконом-класса” назрела уже давно по нескольким причинам, – отмечает Андрей Русяев, руководитель отдела строящейся недвижимости ООО «Авентин-Недвижимость». – Первую причину озвучил Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России, это для формирования качественной жилой среды, “как вы лодку назовете, так она и поплывет”. Со второй причиной часто сталкиваются риэлторы и застройщики при общении с клиентами, у которых небольшая денежная сумма на покупку квартиры, но эти деньги трудно им достались, и термин “жилье эконом-класса” воспринимается ими с обидой. Это вовсе не значит, что со сменой названия застройщики сразу изменят концепцию строительства. Пока есть спрос на квартиры студии маленькой площади, застройщики будут их строить».

Аналитики «Петербургской Недвижимости» полагают, что некоторым девелоперам новое понятие «стандартное жилье» вместо «жилье эконом-класса» может помочь отойти от стратегии строительства ЖК с отсутствием инфраструктуры.

«Качественная городская среда упирается в экономические возможности, застройщики строят дороги, коммуникации и социальные объекты с весьма туманной перспективой компенсаций, – разъясняет Владимир Спарак замдиректора АН «АРИН». – Видимо, разговоры об убыточности проектов несколько преувеличены, либо компаниям удается компенсировать расходы прибылью в других проектах. Цена объектов должна расти, основной вопрос – что будет со спросом».

При переходе от жилья эконом-класса к стандартному жилью, замечают в «СПб Реновация», вопросы создания качественной среды должны решаться градостроительными нормами и конкуренцией девелоперов. Нормы для жилья эконом-класса часто касаются формальных показателей.

«Комфортом должны заниматься застройщики, создавая красивые дома и уютные дворы. А городские власти должны помогать с дополнительными объектами инфраструктуры. Из-за ограниченной покупательской способности и дефицитного городского бюджета реализовать это на практике сегодня сложно», – резюмирует Дмитрий Михалев, руководитель службы по работе с государственными органами «СПб Реновация».