Наличие зарядного тока еще не означает, что все приборы зарядной цепи работают нормально. Реле-регулятор должен действовать так, чтобы величина зарядного тока соответствовала состоянию аккумуляторной батареи. При исправном реле-регуляторе, когда аккумуляторная батарея разряжена, зарядный ток велик, но не превышает 17—19 а (для РР-24Г), а к концу зарядки он становится настолько малым, что стрелка амперметра стоит почти у нуля.
Несоответствие величины зарядного тока состоянию аккумуляторной батареи говорит о наличии неисправности.
Рассмотрим два случая:
1. Зарядный ток велик, несмотря на то, что аккумуляторная батарея хорошо заряжена. Этот признак указывает на то, что напряжение во внешней цепи превысило норму, которую должен поддерживать регулятор напряжения. Так как внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи очень мало, то даже небольшое превышение напряжения сверх нормального приводит к резкому увеличению зарядного тока (при достаточно больших оборотах). В результате аккумуляторная батарея все время «кипит». Электролит разбрызгивается через вентиляционные отверстия в крышках аккумуляторной батареи, приходится часто его доливать. Вследствие длительного перезаряда батарея быстро приходит в негодность. Значительно раньше срока выходят из строя также и лампочки в системе освещения, не рассчитанные на повышенное напряжение.
Неисправность может быть либо в самом регуляторе напряжения, либо в проводах, соединяющих клеммы Я и Ш генератора с клеммами Я и Ш реле-регулятора (замыкание этих проводов друг с другом).
Чтобы выяснить, где неисправность, достаточно при средних оборотах двигателя отъединить провод от клеммы Ш реле-регулятора. Если зарядный ток по-прежнему велик, значит провода от клеммы Я и Ш генератора замкнуты между собой; если зарядный ток исчезает, очевидно, неисправность в регуляторе напряжения. Такой реле-регулятор надо регулировать или ремонтировать. Замыкание между проводами легко устраняется в пути. Если оно произошло внутри общего пучка проводов, данные провода можно отключить и заменить другими, проложив их вне пучка.
2. Зарядный ток мал, несмотря на то, что аккумуляторная батарея разряжена. В этом случае неисправность может быть или в генераторе, или в реле-регуляторе. Решается эта задача примерно так же, как и при отсутствии зарядного тока, а именно, замыканием на мгновение при повышенных оборотах двигателя клемм Я и Ш реле-регулятора перемычкой. Если зарядный ток резко увеличится — неисправность в реле-регуляторе; если зарядный ток остался по-прежнему малым — неисправность в генераторе. Неисправный реле-регулятор подлежит регулировке и ремонту. Генератор же может проверить и в некоторых случаях исправить водитель, как об этом будет рассказано ниже. Предварительно надо убедиться, что неисправность заключается не в ослаблении приводного ремня генератора.
Следующим признаком неисправности в зарядной цепи является колебание величины зарядного тока (стрелки амперметра).
Этот признак также может быть результатом неисправности как в генераторе, так и в реле-регуляторе. Прежде всего, проверяем натяжение приводного ремня. Затем проверяем генератор и, убедившись в том, что он исправен, делаем заключение, что неисправность в реле-регуляторе.
Для проверки генератора надо остановить двигатель, снять ремень с генератора, защитную ленту генератора и соединить клеммы Б, Я и Ш реле-регулятора, т. е. исключить реле-регулятор и подключить генератор к батарее. Генератор придет во вращение в качестве электромотора. Об исправности генератора можно судить по показанию амперметра. Исправный генератор должен вращаться в качестве электромотора в ту же сторону, что и при работе в качестве генератора, плавно, без рывков и потреблять ток не более 5 а для генераторов автомобилей ГАЗ и ЗИЛ (половину одного деления на шкале автомобильного амперметра). Одновременно проверяется работа щеток. Они должны работать бесшумно и без искрения.
Бели при такой проверке генератор потребляет ток значительно больший, чем 5 а, или величина тока колеблется, а под щетками наблюдается сильное искрение, можно сделать заключение, что генератор неисправен. Следует отключить генератор от батареи (остановить его) и осмотреть коллектор, щетки и щеткодержатели.
Коллектор должен иметь гладкую блестящую поверхность светло- или темно-коричневого цвета. Замасленный коллектор можно прочистить тряпочкой, слегка смоченной в бензине. При этом вращать якорь следует только рукой за шкив. Прочищать коллектор при вращении якоря от двигателя нельзя, так как тряпку может затянуть в генератор.
Щетки должны хорошо прилегать к коллектору и свободно перемещаться в щеткодержателе. При загрязненных щетках и щеткодержателях возможно так называемое «зависание» щеток, т. е. такое явление, когда щетка, вследствие повышенного трения о щеткодержатель, время от времени задерживается в нем, переставая касаться коллектора. В результате возникает повышенное искрение и колебание стрелки. Для устранения этого дефект необходимо очистить щетки и щеткодержатели от грязи. Чтобы вынуть щетку из щеткодержателя, надо отъединить провод щетки от щеткодержателя и поднять рычаг пружины, нажимающий на щетку. Это можно сделать с помощью крючка из проволоки. Крючком оттягивают рычаг пружины и вынимают щетку. После прочистки коллектора, щеток и щеткодержателей щетку ставят на место, приработанной по коллектору поверхностью к коллектору. Если все это делается при снятом ремне, то доступ к щеткам облегчается тем, что генератор можно поворачивать вокруг болтов крепления генератора к кронштейну. Для увеличения поворота можно отъединить генератор от планки натяжного приспособления. Однако качественно восстановить работу коллектора без снятия генератора с автомобиля довольно трудно. Поэтому лучше заняться генератором по возвращении в парк, где можно не только снять его, но и разобрать, что позволит очистить и коллектор, и щетки, и щеткодержатели надлежащим образом. В пути же может оказаться достаточным протереть коллектор и поверхности щеткодержателей слегка смоченной в бензине тряпочкой.
Если по возвращении в парк при разборке генератора обнаружатся неисправности, которые водитель устранить самостоятельно не может (сильно обгоревший изношенный коллектор, неисправные обмотки), то генератор, как и неисправный реле-регулятор, необходимо отдать на проверку и ремонт.
И, наконец, отметим еще одну возможную неисправность.
При движении автомобиля наблюдался нормальный зарядный ток. Водитель остановил двигатель и видит, что стрелка амперметра отклонилась в сторону разрядки на всю шкалу амперметра, хотя все потребители выключены. Это значит, что контакты реле обратного тока не разомкнулись, генератор не выключился из цепи, амперметр показывает наличие обратного тока из батареи в генератор. Необходимо немедленно отъединить провод от клеммы Б реле-регулятора. Этим самым генератор совместно с реле-регулятором отключается из цепи. Далее, до возвращения в парк следует к наконечнику отъединенного провода и к клемме Я реле-регулятора присоединить по куску провода достаточной длины, чтобы провести их в кабину. После запуска двигателя концы проводов следует соединять, а перед остановкой — разъединять.