Соответствующее заявление Шефчович сделал в среду в Брюсселе в Европейском парламенте во время конференции, посвященной вопросу «Северного потока-2».
«Диверсификация источников энергии, поставщиков и путей имеет решающее значение для обеспечения безопасных и стабильных поставок на европейские предприятия. «Северный поток-2» так, как он выглядит сейчас, не отвечает этим условиям. Что касается безопасности поставок, «Северный поток-2″ может привести к уменьшению газотранспортных коридоров с трех до, как минимум, двух — это отказ от маршрута через Украину. Также маршрут «Ямал» через Польшу может оказаться под угрозой. Такое сокращение маршрутов не улучшит безопасность поставок», — заявил он.
Помимо этого Шефчович отметил, что ЕК приняла к сведению планы по строительству «Северного потока-2».
«Если он будет построен, он должен полностью соответствовать, как и любой другой инфраструктурный проект, действующему законодательству ЕС, в том числе, по энергетике и окружающей среде», — подчеркнул вице-президент.
«Строительство такого важного инфраструктурного проекта как «Северный поток-2» не может происходить в правовом вакууме. Не может оно также работать исключительно только по российским законам. На фоне столкновения правовых режимов «Северный поток-2», если он будет построен, должен быть реализован в рамках правовой системы, которая должным образом обеспечивает ключевые принципы наших правил энергетического рынка», — сказал Шефчович.
Вице-президент вновь напомнил позицию Европейского союза, согласно которой ЕС будет финансово поддерживать инфраструктурные проекты, которые соответствуют основным принципам Энергетического союза, в том числе, стратегии энергетической безопасности ЕС.
Шефчович отметил, что наземная часть «Северного потока-2», независимо от его маршрута на территории Евросоюза, должна надлежащим образом соблюдать нормы третьего энергопакета, Еврокомиссия будет обеспечивать их правильное применение.
«Но выскажусь предельно ясно: влияние проекта «Северный поток-2″ явно выходит за рамки юридических дискуссий. Северный поток-2 может изменить ландшафт газового рынка ЕС, при этом не давая доступа к новому источнику поставок или новому поставщику, и дальнейшему увеличению избыточных мощностей из России в ЕС. Это вызывает обеспокоенность», — констатировал вице-президент ЕК.
Стоит отметить, что проект «Северный поток-2» предусматривает строительство двух ниток морского газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря.
В начале сентября 2015 года Газпром, Shell, OMV, E. On. подписали соглашение акционеров совместной проектной компании, которая будет заниматься строительством газопровода «Северный поток-2». В октябре президент России Владимир Путин лично дал старт строительству газопровода «Ухта — Торжок-2», который обеспечит поставку газа по «Северному потоку-2» из России в Европейский Союз в обход Украины.
26 ноября правительства 10 европейских стран обратились в Еврокомиссию с письмом, в котором заявили, что проект строительства «Северного потока-2» противоречит интересам Европейского Союза. Документ подписали главы правительств Болгарии, Чехии, Эстонии, Греции, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии. Они призвали провести тщательную проверку проекта газопровода и широкое обсуждение «Северного потока-2».
Европейский комиссар по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан уверяет, что проект строительства газопровода «Северный поток-2» будет тщательно проверен на соответствие европейскому законодательству.