Всё больше людей путешествуют по миру. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2017 году число международных прибытий в мире достигло рекордных 1,3 млрд. Самый значительный прирост — в Европе, где количество прибытий в годовом исчислении увеличилось на 8 % до 671 млн. Эксперты объясняют рост популярности европейских стран стабилизацией экономической ситуации в Еврозоне и увеличением числа туристов из США, Китая и России.
Гостиничный бизнес выигрывает в этой ситуации как никакой другой. По данным аудиторской компании PwC, в 2017 году объём сделок на гостиничном рынке Европы вырос на 11 % до рекордных 20,9 млрд евро. Какие отели и какие страны принесут инвесторам наибольшую прибыль?
Прослушать новость
Три звезды — лучше, чем пять
Трёхзвёздочные отели — наиболее перспективный сегмент для инвесторов: с одной стороны, они доступны большему количеству туристов, с другой — затраты на их эксплуатацию значительно ниже, чем у отелей более высокой категории. Так, согласно единой системе стандартов Hotelstars Union (которой подчиняются 16 европейских стран), стойка регистрации в отелях с тремя звёздами должна работать всего 14 часов (а не круглосуточно), они не обязаны обеспечивать консьерж-сервис, организовывать парковку или нанимать швейцара как в пятизвёздочных отелях.
Владельцам пятизвёздочных отелей приходится чаще обновлять номерной фонд, чтобы сохранить категорию
В крупных городах Германии, по данным международной консалтинговой компании Colliers, примерно половину гостиничного фонда составляют трёхзвёздочные отели, а на пятизвёздочные гостиницы приходится всего лишь 3–8 % рынка. Согласно подсчётам Института статистики Каталонии (L'Institut d'Estadística de Catalunya), за последние два года заполняемость каталонских гостиниц категории три звезды выросла на 11 %, отелей с четырьмя звёздами — на 6 %, а с пятью — сократилась на 1 %.
Старые и новые лидеры рынка
Одна из главных причин перемен на туристическом рынке в последние несколько лет — террористические атаки, которые повлияли не на число путешествий, но на их направление. По данным UNWTO, в 2016 году среди популярных направлений туристический поток заметно вырос на Кипре, в Болгарии, Португалии и Испании (на 10 % и более), но сократился в Турции (−29 %), Бельгии (−13 %) и Франции (−5 %).
По мнению экспертов международного брокера недвижимости Tranio, Франция, несмотря на неспокойную ситуацию, сохранит положение крупнейшего туристического рынка. Останутся востребованными курортные Испания и Италия. Турция на какое-то время сойдёт с туристической арены, поскольку путешественники будут искать доступные альтернативы в других, более безопасных, странах: в первую очередь, на Кипре и в Греции.
Инвесторам также следует учитывать предпочтения бизнес-путешественников: например, во Франкфурте, по данным PwC, они составляют 75 % всех гостей города. По данным компании Cvent, в топ-10 городов Европы по количеству деловых встреч и мероприятий в 2017 году вошли Лондон, Барселона, Берлин, Амстердам, Париж, Мадрид, Франкфурт, Рим и Мюнхен.
Отели приносят сравнительно высокую доходность: 4–6 % годовых, тогда как стрит-ретейл — 3–4 %, а долгосрочная аренда квартир — только 2–3 %
Один из важных факторов при выборе города для инвестиций — перегретость рынка. Некоторые европейские города столкнулись с переизбытком туристов: так, власти Барселоны ввели мораторий на строительство отелей в центре города и запретили выдачу новых лицензий на сдачу квартир в краткосрочную аренду. В Амстердаме введена политика «NEE, tenzij» («НЕТ, если не»), по которой девелопер, планирующий построить отель в центре города, должен доказать местному правительству, что его проект отвечает требованиям экологичности и способствует развитию городской экономики.
Пример растущего рынка — Афины, где туристический сектор снова начинает расти. По оценкам исследовательской компании Euromonitor International, современные Афины — второй город в Европе по темпу роста числа туристов: количество прибытий из-за рубежа в 2017 году составило 4,8 млн, на 10 % больше, чем годом ранее. В период с 2013 по 2016 годы количество иностранных туристов в отелях выросло на 30 % до 2,02 млн прибытий, а число мест в отелях, наоборот, уменьшилось на 1,1 тыс. Как пишет портал Hotel News Now со ссылкой на данные исследовательской компании STR, заполняемость отелей в Афинах в 2017 году выросла на 6 % до 75 %, посуточная стоимость номеров (ADR) — на 4 % до 119 евро, доход в расчёте на номер (RevPAR) — на 10 % до 89 евро. По мнению Георгия Качмазова, генерального директора и основателя Tranio, сейчас Греция открывает отличные перспективы для инвестиций в отели, поскольку «местный рынок достиг дна и начинает расти».