Фейс-контроль для миллионеров: как продают элитные квартиры в Москве

Закрытые продажи, фейс-контроль, огромные скидки и другие необычные атрибуты, которые сопровождают сделки с высокобюджетными квартирами

Продажи высокобюджетных новостроек (от 600 тыс. руб. за 1 кв. м) существенно отличаются от сделок в массовом сегменте. Отличия кардинальные как относительно самих покупателей, так и технологий продаж.

В сегодняшних условиях застройщики и их агенты практикуют индивидуальный подход к клиентам, каждый случай рассматривается отдельно — и с точки зрения цены, скидок, рассрочек, и с точки зрения условий оплаты, говорит управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин. Рассказываем об особенностях продаж элитных квартир в новостройках Москвы и чем они отличаются от сделок в массовом сегменте.

Прослушать новость

 


 

Главные отличия ВИП-покупателя

По сравнению с приобретением типового жилья, при выборе элитной квартиры клиентов интересуют раза в три больше разнообразных параметров, которые принимаются во внимание и влияют на решение о покупке, говорит Дмитрий Халин.

«Часто это очень известные и очень богатые люди, которые не хотят афишировать место своего проживания, затраченные на покупку суммы, могут опасаться за жизнь и здоровье близких. У них другие ценности: им в первую очередь важна конфиденциальность, приватность, высокий уровень безопасности», — поясняет председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.

Для ВИП-покупателей приобретение очередного объекта — как пополнение коллекции или решение возникшей со временем новой потребности. Клиентам застройщиков массового жилья важно купить «ту самую» квартиру, устраивающую по всем параметрам сразу. У покупателей элитных объектов другие потребности: быть ближе к работе, расшириться для нужд большой семьи, пожить в уникальной квартире — двухуровневой, видовой и так далее.

Отличительные особенности продаж элитного жилья продиктованы покупательскими ценностями, которые в данном сегменте существенно отличаются от того, что важно для покупателей жилья комфорт-класса, говорит председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева. По мнению директора департамента продаж компании «Донстрой» Анны Коробковой, главное отличие между покупателями массового жилья и покупателями высокобюджетной недвижимости заключается в том, что для первых покупка является рациональной, а для вторых — эмоциональной.

Фейс-контроль

На рынке элитного жилья есть такое понятие, как фейс-контроль, который подразумевает, что покупатели должны не просто иметь деньги на покупку квартиры в клубном доме, но и соответствовать статусу и уровню жильцов. Практика собеседований с потенциальными покупателями возникла в 1990-х годах на заре рынка столичной элитной недвижимости. Покупателю с деньгами могли отказать в праве купить квартиры без объяснения причины.

«Первопроходцем был Арас Агаларов, который лично проводил подобный фейс-контроль для своих соседей в построенном им «Агаларов Хаус» — двоим было отказано в покупке. К слову, Агаларов жестко отсеивал и брокеров: право приводить клиентов он предоставил только троим брокерам на рынке», — вспоминает Екатерина Румянцева.

Сегодня фейс-контроль при продажах — это уже некий пережиток, хотя такой внегласный «отбор» в клубных элитных домах существует, зачастую в тех, которые реализуются в формате закрытых продаж, утверждает Дмитрий Халин. «Отказать могут тем, кто не готов к компромиссам, чье отношение к потребностям других расходится с аналогичными у девелопера, кто заявляет, что может купить все за свои деньги и нагло уверен, что все ему должны. Это очень тонкие психологические моменты, по которым застройщик принимает решение», — говорит Екатерина Румянцева.

В сегодняшних реалиях такая мера не носит жестких ограничений, а, скорее, просто является субъективным мнением акционера проекта о качестве окружения, которое должно сложиться в доме, убежден Дмитрий Халин. Девелоперы объясняют это тем, что, будучи готовыми платить большие деньги за покупку, люди должны быть спокойны за свой эмоциональный комфорт, понимать, кто их соседи и какого поведения от них ожидать, поясняет Екатерина Румянцева.

Деньги в мешках и скидки в десятки миллионов

Мешки денег и чемоданы с наличными, сделки в валюте, оформление квартиры через офшорные компании и прочие серые схемы, присущие для начала 2000-х годов, уходят в прошлое и сегодня, скорее, редкость на рынке. Здесь стало не так много отличий от обычных сделок с недвижимостью. Сегодняшние обеспеченные клиенты зачастую предпочитают оформлять и покупать недвижимость так же, как и обычные люди: заключают договора долевого участия, договор купли-продажи на физическое или в крайнем случае на юридическое лицо, говорит Дмитрий Халин.

В сделках с высокобюджетными новостройками, по данным Kalinka Group, используются четыре основных способа оплаты: банковская ячейка, аккредитив, перевод или оплата наличными. Сегодня до 80% сделок оплачивается через банковскую ячейку, около 10% — посредством открытия аккредитива, остальное — по безналичному расчету (перевод на счет) и наличными. Последние два способа, по словам Екатерины Румянцевой, становятся пережитком прошлого и практикуются в исключительных случаях, так как являются небезопасными. Ипотека становится все более популярной и среди миллионеров. По данным Savills, в сегменте элитных новостроек таких сделок в прошлом году было порядка 20%.

Как правило, для совершения сделок, подписания договоров используются приват-офисы крупнейших банков, а продавцы больше лояльны к клиенту. «В нашей практике были случаи, когда покупателю предоставили отсрочку, хотя она не была в стратегии продаж. Клиенту было просто невыгодно изымать деньги из оборота бизнеса, он попросил застройщика о трехмесячной рассрочке в оплате», — приводит пример Екатерина Румянцева. Скидки на рынке элитного жилья отличаются от других сегментов разве что размером. По данным Kalinka Group, по итогам лета самым крупным зафиксированным дисконтом стала скидка в 39 млн руб.

Супруга чиновника на сделке

Российские чиновники и топ-менеджеры компаний с госучастием еще несколько лет назад покупали каждую третью элитную квартиру в Москве. Для данной аудитории характерна чуть большая закрытость, но сейчас она присуща и бизнесменам.

Однако, по наблюдениям Дмитрия Халина, с каждым годом все меньше отличий между приобретением жилья чиновниками и другими высокообеспеченными покупателями. Как и обычные богатые клиенты, чиновники нередко действуют через представителей, которые подбирают и предварительно осматривают объекты, и нередко функцию такого представителя выполняет супруга чиновника, говорит эксперт.

Закрытые продажи для избранных

Закрытыми продажами (или предпродажами) риелторы называют реализацию ограниченного числа квартир в строящемся доме. Такие предложения обычно бывают до момента получения разрешения на строительство, регистрации первого ДДУ, вывода официального сайта проекта, анонсирования выхода проекта в публичном пространстве. Сегодня в столице в восьми проектах элитного и премиум-класса квартиры реализуются через закрытый пул брокеров. По данным Kalinka Group, совокупный объем закрытого предложения на конец полугодия составлял 550 лотов общей площадью 78 тыс. кв. м.

Сегодня это важный инструмент для застройщиков и, по словам Дмитрия Халина, используется в разных случаях и с разными целями:

- получить деньги на начальном этапе для того, чтобы улучшить экономику проекта, не вкладывать собственные средства до определенного момента;
- протестировать рынок, удостовериться в правильности выбранного ценообразования, чтобы избежать в дальнейшем необходимости корректировать цены в сторону понижения;
- вынужденная мера — например, когда не совсем идеальная ситуация с документами по проекту, но тем не менее риск со стороны потенциальных покупателей выглядит достаточно разумным, чтобы входить в подобные проекты;
- для подогрева интереса к проекту. В таком случае закрытые продажи — это сознательная стратегия, которую использует застройщик для того, чтобы достичь максимально возможной цены, не имеющей на рынке прецедентов.

«Мы используем закрытые продажи при выводе на рынок нашего каждого нового жилого комплекса еще до старта рекламной кампании и выхода проекта в информационное поле, — говорит директор департамента продаж компании «Донстрой» Анна Коробкова. — Согласно политике компании, мы предлагаем этот объект по минимальной цене своим лояльным покупателям, которые покупают в компании уже не первую квартиру».