«Точно не соскучишься», или То, что вы должны знать о ежедневной жизни риелтора

Алексей Груздев в недвижимости 11 лет: был соучредителем и генеральным директором двух агентств, а год назад создал свое

// ранние подъёмы и сосиски

Алексей живёт в петербургской квартире, имеет семью и добротного белого кота, встаёт в семь утра и успевает до начала рабочего дня позаниматься спортом.

Знаете старую немецкую поговорку «Кто рано встаёт, тому бог подаёт самую большую сосиску»?

Когда-то давно я работал охранником на стоянке, и у нас всегда оставлял машину хирург-немец. Работал он много, говорил с акцентом. Оставлял машину в час ночи, а в половину шестого утра уже её забирал. И всегда говорил, что бог за ранние подъёмы даёт ему самую большую сосиску.

Так что если хотите плодотворно работать — в любой сфере — научитесь рано вставать.

Полтора часа в фитнес-клубе — единственный период времени в расписании, когда Алексей не пользуется мобильным телефоном.

В 09:30 происходит сверка дел на день: «Раньше всё записывал в блокнотиках и на листочках, сейчас спасает Wunderlist. Как правило, я планирую день следующим образом: встречи с партнёрами должны быть в первой половине дня, с клиентами — во второй. По той простой причине, что клиенты обычно работают, выбраться куда-то с утра им сложнее».

Мария: То есть вы зачастую работаете после того, как у вашего клиента заканчивается рабочий день?

Алексей: Да, и ещё в выходные. Согласитесь, вам было бы удобнее съездить на просмотр квартиры в новостройке утром в субботу, нежели мчаться куда-то в потёмках в будни?

Мария: А выходные? Ваши, имею в виду.

Алексей: Знаете, риелтор и выходные — несовместимо так же, как риелтор и фиксированный график.

Алексей уверен, что риелтор должен быть на связи круглые сутки. Во-первых, страна у нас большая — клиент может звонить из Владивостока, и в ваших интересах подстроиться под его время. Во-вторых, «нужно крутиться».

// как приходится крутиться и кому на самом деле нужен офис

Есть в календаре риелтора особые дни — дни сделки. Алексей обычно никаких других дел в эти дни не планирует.

Казалось бы, решить всё можно за пару часов: встретились с клиентом в банке, заложили в ячейку денежные средства, подписали договор на месте или у нотариуса — подали на регистрацию. Ждёте. На деле же всё может быть веселее.

Алексей: У нас ведь жизнь происходит, не бывает всё всегда просто. Недавно вот клиент забыл принести документы на сделку, порой обнаруживаем, что забыли что-то заверить у нотариуса. Или другая интересная история: всё шло хорошо, но в день икс банк заявил, что всю запрашиваемую по ипотеке сумму выделить не может — вот вам на 400 тыс. рублей меньше.

Мария: И что делать в таких случаях?

Алексей: Ну что делать… Я снял со счёта свои средства и отвёз клиенту. Под честное слово.

Количество совершённых за месяц сделок — это прямой показатель успешности работы риелтора. Тут у каждого свои планки: кто-то продаёт одну квартиру в сезон, для Алексея нормальный показатель — три-четыре объекта в месяц. Соответственно, вычитаем из 30 (раз уж работаем без выходных) три (отведённые на сделки) — 27 дней в месяц остаётся на…

Мария: На работу в офисе и встречи? Кстати, сколько вы в офисе времени проводите?

Алексей: Офис лично мне не нужен. Я либо на встречах, либо занимаюсь такими делами, которые не обязательно делать в офисе. Снимаю ролики для своего канала на YouTube, делаю обзоры новостроек, общаюсь со СМИ. Всю бумажную работу и переписки мне удобнее вести из дома.

Мария: А для кого тогда офис?

Алексей: В основном для клиентов. У наших людей почему-то такой психологический стереотип: у компании должен быть офис. Пока мы не побороли этот стереотип, офис нужен: привести клиента и показать, что мы действительно существуем. Клиент должен увидеть: центр города, приличное помещение, адекватный персонал. Иногда в офисе я провожу встречи с коллегами (у меня есть несколько помощников, которые время от времени работают в офисе), но их можно организовывать и на нейтральной территории.

// о карме

Встречи с клиентом — важная часть ежедневной работы риелтора. Цели этих встреч могут быть разными. Во-первых, это осмотр объекта, который хочет продать клиент, — чаще всего это квартиры старого фонда. На месте происходит и личное знакомство продавца и агента. Вторая цель — показ объекта, выставленного на продажу. Особняком стоит показ новостроек.

У Алексея звонит телефон, после короткого разговора он вздыхает.

Алексей: Знаете, есть люди с определённой кармой — вот часто бывает, что если по жизни у человека всё сложно складывается, и жилищный вопрос будет решаться с препятствиями.

Мария: Закон кармы в недвижимости? (Смеётся.)

История оказалась в действительности не очень-то и смешной. Клиенты Алексея жили в однокомнатной квартире, недавно у них родился второй ребёнок и встал вопрос о расширении жилищной площади. Живут на юге Петербурга, при этом у супруга есть квартира на севере, которую они и решили продать.

Алексей: Вопрос о карме, кстати, не шутка. У кого-то всё как по маслу проходит, здесь же проблемы накапливались как снежный ком. Пока мы продавали квартиру супруга, в доме стал неожиданно крошиться фасад — обсыпается облицовочный кирпич. И с этого момента что-то пошло не так.

Покупатель квартиры на севере нашёлся, приехал из другого региона, взял здесь ипотеку. В договоре купли-продажи банк сделал 18 (восемнадцать!) ошибок. Исправили. В день подписания обнаружили, что банк „потерял“ средства: в личном кабинете клиента они отображаются, у банка — нет. С горем пополам средства нашли. Квартиру продали. Шаг следующий — покупка новой квартиры для семьи с оформлением ипотеки. И тут веселье продолжилось. Супруга сократили на работе, а жена, напомню, в декретном отпуске… Но беда даже не в этом. Семья наша, не получив подтверждение о предоставлении ипотеки, уже отдала определённую сумму залога за новую, найденную нами, квартиру. Я был против. Но клиенты люди взрослые и самостоятельные — говорят: «Что-нибудь придумаем».

Мария: Придумали?

Алексей: Придумали. Я присутствовал в итоге на всех процессах, разве что переезжать не помогал.

Эти истории, возможно, звучат забавно в пересказе, и кажется, что решение всех бюрократических моментов — это просто вопрос времени. Однако в действительности всегда есть человеческий фактор: продавец, который не получает вовремя оплату и нервничает, кредитор, который не даёт ответа и не любит, когда его беспокоят, покупатель, который ждёт, при этом живёт практически на коробках. А ещё есть двое маленьких детей в однокомнатной квартире.

// о том, как проводить нерабочее время с пользой для карьеры

Риелтор, который сидит на месте, — плохой риелтор. Все, кто на месте не сидят, знакомы с БКР. Бизнес-клуб риелторов проводит обучающие тренинги и семинары, разрабатывает учебные программы — и, главное, объединяет активистов сферы недвижимости.

Не на правах рекламы скажу, что ребята создали классное сообщество, которое объединило риелторов по всей России. При этом мы не только общаемся в чатах или участвуем в онлайн-семинарах — недавно, например, был организован большой образовательный форум в Москве. Четыре дня продуктивной работы, приятного общения. Главное — быть среди людей, которые мыслят с тобой на одной волне. У всех нас цель правильная — сделать наше риелторское сообщество цивилизованным и повысить статус профессии в обществе.