Жители спальных районов привыкли к тому, что их подъезды не отличаются дружелюбием и удобством. Хорошо, если в них поддерживается хотя бы относительная чистота, есть пандусы и почтовые ящики, которые не успели сломать. В новостройках все гораздо лучше. Даже в бюджетных сегментах застройщики зачастую делают красивые и обеспеченные всем необходимым подъезды. Редакция IRN.RU выяснила, какими удобствами могут воспользоваться покупатели жилья в новых районах, не выходя из подъезда.
Подъезд комфорткласса В ходе онлайн-голосования на www.irn.ru читателям предложили сказать, что из удобств есть в их доме. Самым популярным ответом оказался мусоропровод (29,2%), на втором месте – грузовой лифт (21,1%), затем следуют пандусы (14,2%) и консьерж (13,4%). Вариант «Ничего из перечисленного» набрал 9,6% голосов читателей. Другие варианты встречаются в домах людей очень редко.
«В подъездах новостроек экономкласса, как правило, представлен минимум «опций», и они почти не отличаются от привычных всем подъездов многоквартирных домов недавнего прошлого. Из обязательных опций в экономклассе, как правило, встречаются грузовой лифт и мусоропровод», - говорит Андрей Колочинский, управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс».
Зато уже в комфортклассе подъезды и общие зоны обустраивают куда лучше. «Например, порой используются высококачественные отделочные материалы, импортные лифты, оборудуются помещения для консьержной, колясочная, места для хранения велосипедов», - отмечает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Для людей и грузов В типовых панельных домах советского периода часто встречаются дома, в которых есть целых два лифта, но оба – маленькие пассажирские. В них не только не поднимешь крупногабаритный груз, порой невозможно вместить даже детскую коляску.
В новых домах ситуация лучше. «Согласно строительным нормам, в домах высотой до 25-ти этажей достаточно одного грузового лифта, однако если имеется пассажирский лифт с грузоподъемностью в 1150 кг, то он может быть использован в качестве грузового. В новостройках с большей этажностью должно быть два грузовых лифта, причем один из них может использоваться как пассажирский», - рассказывает Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development. Грузовой лифт, по словам эксперта, должен обеспечивать не только возможность перевозки крупногабаритных вещей, но и в случае необходимости предусматривать транспортировку человека на носилках, а значит, его длина должна быть не менее двух метров.
В большинстве новостроек, о которых поведали эксперты, есть как минимум два лифта, среди которых один – грузовой (корректнее его называть грузопассажирским, поскольку, строго говоря, грузовые лифты предназначены исключительно для грузов и работают отдельно). Сейчас такие лифты стараются обустраивать даже в невысоких домах. «В низкоэтажных секциях в наших проектах установлены грузопассажирские лифты. В среднеэтажных – пассажирские и грузопассажирские лифты», - говорит заместитель генерального директора Urban Group Леонард Блинов.
Нередко застройщики в первые месяцы после выдачи ключей на время активных ремонтных работ в квартирах запускают только грузовой лифт без пассажирского. «Известны случаи, когда из-за перегрузки строительными материалами он ломался», - объясняет Лариса Швецова, генеральный директор компании «Ривер Парк».
В некоторых проектах предусмотрен дополнительный функционал. Например, в «Микрогороде в лесу» лифты и домофон связаны в единую сеть, поэтому можно настроить вызов лифта по кнопке домофона прямо из квартиры.
Мусор – на улицу Мусоропроводом обеспечены почти все советские дома «моложе» хрущевок. Однако отношение людей к этой системе меняется. Даже среди читателей IRN.RU, многие из которых привыкли к мусоропроводу в доме, 50,4% в ходе онлайн-голосования заявили, что он не нужен, поскольку это негигиенично.
Покупатели квартир в новостройках еще чаще придерживаются этого мнения. Компания Urban Group проводила опрос жителей своих проектов, и, как уверяет Леонард Блинов, заметное большинство высказалось против мусоропровода. «Мы полностью разделяем их позицию, что мусоропровод должен быть вынесен за пределы дома», - говорит эксперт. На территории жилых комплексов застройщик обустраивает как обычные контейнеры, так и специальные контейнеры для утилизации вредных бытовых отходов (экобоксы). Евгения Акимова добавляет, что мусоропроводы зачастую становятся рассадником грязи и запаха, а также причиной появления тараканов, крыс и прочей нежелательной живности.
Такой же позиции придерживается руководитель отдела продаж ГК «Пионер» Дмитрий Ефимов: «Жильцы все чаще воспринимают отсутствие мусоропровода позитивно. С одной стороны, действительно, они ведут к антисанитарии, а с другой – без мусоропровода входные зоны становятся существенно чище. Даже те, кто следит за чистотой на этаже, не всегда могут быть уверены в соседях. В наших проектах мы не делаем мусоропроводы и не встречаем возражений по этому вопросу, напротив – даже получаем одобрение таких решений».
И все же пока мусоропровод встречается в большинстве новостроек. «Однако нередко на собраниях жильцов принимается решение заварить мусоропровод. Как правило, причиной становится опасение по поводу антисанитарии, появления неприятного запаха, грызунов, насекомых. Кроме того, если выбрасывать крупный мусор, то может произойти засор, - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». - Тем не менее я считают отказ от мусоропровода неверным решением. Как минимум, не стоит забывать о маломобильных гражданах, для которых дойти до ближайшего мусорного контейнера на улице – настоящая проблема. В конце концов, если управляющая компания регулярно обеспечивает вывоз мусора и проводит дезинфекцию, то никаких проблем, связанных с наличием действующего мусоропровода, не будет».
Встречать гостей Даже в старых домах жители зачастую самостоятельно обустраивают помещение для консьержа, а в 90% новых домов, по данным «Метриум Групп», такое место предусмотрено заранее. «Даже при наличии КПП и ЧОП в консьерже есть смысл, - считает Мария Литинецкая. - Ведь он выполняет много полезных вещей: уборка, информирование жильцов обо всех новостях комплекса. В первую очередь именно от консьержа жители узнают о проведении общего собрания, предстоящих ремонтных работах, публичных городских слушаниях. Кроме того, именно через консьержа собственники общаются с управляющей компанией». По словам коммерческого директора ФСК «Лидер» Григория Алтухова, консьержи в случае необходимости помогут быстро попасть в подвал или на технический этаж, у них под рукой всегда есть телефоны экстренных служб.
По классификации, разработанной компанией «БЕСТ-Новострой», наличие консьержа является обязательной характеристикой домов комфорткласса. «При этом необязательно эту опцию предусматривают лишь в индивидуальных проектах (монолит, монолит-кирпич и т.п.). Так, например, новые проекты модернизированных серий панельных домов подразумевают наличие таких дополнительных помещений на первых этажах», - говорит Ирина Доброхотова.
Рабочее место консьержа может быть организовано по-разному. «В некоторых комплексах просто отведен «угол», где размещен его пост. В нашем же проекте «Кварталы 21/19» мы решили создать более удобное, как для жильцов, так и для консьержа, отдельное помещение», - утверждает Андрей Колочинский. В «Ривер Парке» для консьержа предусмотрено помещение средней площадью 8,5 кв. м, оборудованное санузлом.
Однако некоторые застройщики используются другой подход и предпочитают не «запирать» консьержа в отдельном помещении. «В жилом комплексе «Краски жизни» в Видном для консьержа предусмотрена стильная стойка-ресепшн, которая, в отличие от закрытых «скворечников» прежних времен, открыта и располагает к общению», - отмечает Виталий Разуваев, коммерческий директор девелоперской компании «Сити-XXI век».
Для всего с колесами Во многих новостройках комфорткласса обустроены специальные помещения для детских колясок и велосипедов. «Они предусмотрены в первую очередь для того, чтобы не захламлять этажи. Кроме того, после прогулки колеса у велосипедов, самокатов, колясок часто грязные. И чтобы лишний раз не пачкать подъезд, оптимальным будет хранить некоторые вещи на первом этаже, - объясняет Евгения Акимова. - Доступ к колясочной в ЖК «Новый Зеленоград» будет открыт только для жителей с помощью ключа или пластиковой пропускной карты». По словам Андрея Колочинского, нередко ключи от колясочных выдаются не каждому жильцу, а хранятся у консьержа.
«На мой взгляд, консьерж и колясочные – необходимый минимум для комфортного проживания в любом комплексе. 60% наших покупателей – семьи с детьми», - утверждает Лариса Швецова. По словам эксперта, такие покупатели нередко еще при первых переговорах спрашивают, можно ли будет оставлять коляску в подъезде.
Обычно колясочные совмещены с велосипедными, но порой застройщики предпочитают разделять эти помещения. Так, по словам генерального директора компании «БИГ Реал Эстейт» Игоря Рогулина, в ЖК «Котельнические высотки» в помещениях в подъездах можно оставлять только коляски и детские велосипеды, а для взрослых предусмотрены специальные места на минус первом этаже.
Бытовые сервисы В некоторых новостройках предусмотрена возможность решить основные бытовые проблемы, не выходя из подъезда. «Для удобства жителей в секциях «Микрогорода в лесу» компанией «Умлокер» установлены специальные локеры – автоматизированные приемные пункты, где можно оставить грязные вещи или обувь, которая нуждается в ремонте, - рассказывает Юлия Будник, руководитель проекта «Микрогород в лесу». - Житель помещает в локер вещи, сообщает компании о своем заказе, через несколько дней получает уведомление о готовности и забирает заказ в том же месте. Это очень удобно, так как клиенту не нужно искать сервисный магазин, а забрать вещи можно в любое удобное время». «БИГ Реал Эстейт» в ЖК «Котельнические высотки» предусмотрела установку банкоматов и автоматов для оплаты коммунальных и других услуг.
Однако такие сервисы в бюджетных сегментах пока исключение из правил. «В новостройках комфорткласса такие сервисы встречаются редко. Как правило, услугами консьерж-сервиса пользуются жильцы новостроек бизнес- и элитного класса, а особенно часто – апартаментов. К примеру, в апартаментах комплекса «YE’S» в Митино предусмотрен консьерж сервис, включающий заказ билетов, вызов такси, доставку продуктов, уборку апартаментов и т.д.», - говорит Андрей Колочинский.
Удобный вход В большинстве новостроек предусмотрены удобные пандусы. При этом некоторые застройщики закладывают дополнительные удобства при входе. «Они проектируют подъезды на уровне земли – жителям не проходится подниматься по ступеням или пандусам. Это удобно не только для маломобильных групп населения и пожилых людей, но и мам с колясками, велосипедистов. Пока такие проекты можно пересчитать по пальцам, но самое главное, что они встречаются и в массовом сегменте», - говорит Мария Литинецкая.
Особенно актуален продуманный вход в подъезд в проектах, где реализована концепция «двор без машин». «В зависимости от планировки жилого комплекса, дворы домов могут быть закрытыми и открытыми для транспорта. В частности, в ЖК «Квартал 21/19» дворы замкнутые, и у многих покупателей возникает вопрос – а как подъехать к подъезду? Для этого мы сделали подъезды наших домов сквозными, то есть в каждом подъезде есть два входа: один ведет в закрытый двор, а второй – парадный вход – ведет к подъездной дороге, улице и парковке», - рассказывает Андрей Колочинский. Такое же решение применила IKON Development в ЖК «Новый Зеленоград». «Сквозной подъезд – очень эффективное решение, которое почему-то не всегда закладывается девелоперами», - отмечает Евгения Акимова.
Дизайн-плюс Даже по внешнему виду подъезды в старых домах существенно уступают новостройкам. «Если мы ведем речь о недавней, но уже обжитой новостройке (введенной в эксплуатацию пять-семь лет назад), то вы увидите аккуратный подъезд с комнатой консьержа и диванчиком для посетителей. А вот дизайнерские изыски в проектах комфорткласса стали появляться буквально пару лет назад. Это и панно, и точечная подсветка потолков, и игра цветом с помощью применения в отделке разных материалов», - рассказывает Мария Литинецкая.
Некоторые девелоперы делают подъезды с увеличенной высотой потолка. «Несмотря на то, что мы строим и реализуем проект комфорткласса, у нас предусмотрены шестиметровые потолки. Подобное решение встречается даже не во всех сегмента «бизнес», - утверждает Евгений Акимова. - Также подъезды в ЖК «Новый Зеленоград» имеют широкое остекление практически от пола до потолка, что делает помещение максимально просторным и светлым».
В новых проектах от Urban Group необычные дизайнерские решения предусмотрены в домах повышенной комфортности. «Для них характерен авторский дизайн архитектора Максима Атаянца. Безусловным плюсом является панорамное остекление больших входных дверей, которое создает особое пространство внутри входной группы и наполняет дом светом и воздухом. Приятная музыка встречает жильцов на пороге дома и дарит хорошее настроение. Дома повышенной комфортности отличают внимание к деталям – это дизайнерские почтовые ящики, декоративные панно с подсветкой, зеркала», - рассказывает Леонард Блинов.
Помимо дизайна девелоперы порой заботятся и о создании особой атмосферы в подъездах. Например, в жилом комплексе «Краски жизни» много деталей, полезных и располагающих к знакомству и общению соседей друг с другом: от полок для кроссбукинга до специальных досок пожеланий, где можно маркером писать объявления, оставлять поздравления или просто желать доброго утра. «Из дополнительных приятных мелочей предусмотрена система очистки обуви при входе в дом, информационные стойки, энергосберегающие светодиодные светильники с датчиками движения. В наших жилых комплексах в Видном (8 домов ЖК «Радужный» уже построены) мы нашли возможность позаботиться и об окружающей среде, например, в каждом подъезде установлены специальные мусорные корзины для батареек и лампочек дневного света», - говорит Виталий Разуваев.
Во времена высокого спроса и постоянного роста цен застройщики обычно делили покупателей жилья на две категории: людей «с большими деньгами», для которых предусматривали все удобства и «красоту», и всех остальных – считалось, что им достаточно лифта, мусоропровода и покрашенных в примитивный цвет стен. Радует, что на фоне обострения конкуренции девелоперы стали бороться и за не слишком богатого покупателя.