Депутаты Госдумы дружно приняли в первом чтении законопроект о повышении МРОТ до прожиточного минимума к 1 января 2019 года. В результате героических усилий Россия поднимется с 95-го на 86-е место в мире по величине минимальной оплаты труда, и эта оплата все равно будет «ниже, чем в Конго и легендарном Гондурасе», говорилось в зале заседаний.
Трудовой кодекс с 2004 года запрещает платить на территории РФ за полную нагрузку меньше прожиточного минимума. В 2007 году была сделана оговорка: «порядок и сроки поэтапного повышения» МРОТ до уровня прожиточного минимума определит отдельный федеральный закон. Закон принимается лишь сейчас — накануне президентских выборов 2018 года.
Замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова сообщила, что с нынешних 7800 рублей в месяц (69% от прожиточного минимума, то есть стоимости минимально нужного россиянину для того, чтобы не умереть от голода) МРОТ с 1 января 2018 года вырастет до 9489 рублей и составит 85% прожиточного минимума, а с 1 января 2019 года сравняется с ним. Повышение затронет около 4 млн работников в стране, 1,6 млн из них — бюджетники. Прожиточный минимум рассчитывается каждый квартал Росстатом по особой методике с учетом динамики цен на товары, включенные в т.н. потребительскую корзину.
Корзина по действующему закону должна пересматриваться раз в пять лет, и как раз в конце 2017 года следовало ожидать обновления ее убогого содержания. Но одновременно и в связи с повышением МРОТ правительство предложило «заморозить» его до 1 января 2021 года. Выступая от имени профильного Комитета по труду и социальной политике, Михаил Тарасенко («ЕР») предположил, что «речь идет о вынужденном действии, связанном с недостатком бюджетных средств на повышение МРОТ», и напомнил, что вообще-то весной 2017 года в постановлении Госдумы говорилось о необходимости при пересмотре корзины «рассмотреть возможность расширения минимального набора продуктов питания и увеличения объема их потребления».
Замминистра заявила, что повышение МРОТ поспособствует повышению в 2018–2020 годах зарплат в реальном исчислении и реально располагаемых доходов населения: «По прогнозам, будет наблюдаться рост этих показателей, хотя это, может, не те цифры, которых нам хотелось бы». При этом Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на 2018–2020 годы назвала даже скромные прогнозы правительства в этой части (в 2018 году — рост реальных зарплат на 4,1% по сравнению с 2017 годом, а реальных доходов населения — на 2,3%) «необоснованными» и выразила сомнение в их реальности.
Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил, что в 2010 году ЛДПР вносила законопроект с предложением повысить МРОТ до 96% от прожиточного минимума, но он был отвергнут думским большинством, а в заключении правительства, подписанном тогдашним главой аппарата правительства Вячеславом Володиным, утверждалось, что «значительное повышение МРОТ в условиях восстановления экономики может иметь ряд негативных последствий — рост задолженности по зарплате, увеличение численности безработных, расширение теневой занятости и сокрытие зарплаты». «Нефть тогда стоила 114 долларов за баррель», — уточнил депутат. Г-н Тарасенко попытался ответить на «сложный», по его словам, вопрос о том, почему в 2010 году было нельзя, а сейчас, в куда более сложных условиях, можно: «Наверное, потому что реальные возможности бизнеса были меньше…»
Николай Коломейцев (КПРФ) поинтересовался, как рассчитываются прожиточный минимум и МРОТ в других странах. Г-жа Ельцова ограничилась путаными объяснениями о том, что «есть разные подходы», и у нас тоже свой — «национальный», при этом МРОТ у нас — да, ниже, чем в Польше, в 4 раза. И будет в 2 раза ниже даже после повышения, чем в Китае, продолжали бередить раны депутаты!
Тут Олег Шеин («СР») заметил, что практически нигде в мире не применяется способ определения МРОТ в привязке к прожиточному минимуму: наиболее распространен подход, когда МРОТ исчисляется в процентах от средней зарплаты. Если бы такой принцип применялся в России, то МРОТ был бы сейчас на уровне 15–16 тысяч рублей. «Требует пересмотра вся система оплаты труда в России», — заявил он.
…Как раз накануне рассмотрения законопроекта в Госдуме эксперты Института экономической политики им. Гайдара и РАНХ и ГС при Президенте РФ опубликовали очередной мониторинг экономической ситуации. В исследовании, в частности, говорится, что «в результате повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума бедность снизится на 0,6 п.п. с нынешних 13–15%, то есть практически не изменится». Авторы объясняют это тем, что бедность в России в основном сосредоточена в семьях с большим количеством иждивенцев (детей, инвалидов и безработных), даже если работающие члены семьи получают больше прожиточного минимума и даже больше МРОТ. При этом увеличение МРОТ может привести к тому, что рост расходов на выплату зарплат «будет компенсирован сокращением социальных выплат» из региональных бюджетов…