Участники рынка обсуждают влияние создаваемого государственного компенсационного фонда в сфере строительства на рыночные отношения в отрасли
Несмотря на усилия властей по минимизации рисков долевого строительства, гарантированного механизма защиты средств дольщиков до сих пор создать не удалось. Чиновники совершено откровенно отмечают, что только покупка готового жилья является гарантией получения квартиры в срок. Пока удалось добиться только того, что количество обманутых дольщиков не увеличивается.
Ситуация вынуждает государство пересматривать существующие условия работы и создавать новые нормы по защите прав дольщиков (поправки в 214-ФЗ – ИФ). Одной из новых форм защиты дольщиков может стать государственный компенсационный фонд в сфере долевого строительства.
Напомним, что проработать вопрос о создании государственного компенсационного фонда долевого строительства на Госсовете по строительству поручил президент РФ Владимир Путин, пояснив, что существующие механизмы решения проблем дольщиков, в том числе и страховые, не дали полном объеме желаемого эффекта. Позже министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень озвучил, что объем данного фонда может составлять порядка 30-35 млрд руб. в год, отчисления в фонд будут производиться "по образу и подобию АСВ" (Агентства по страхованию вкладов — ИФ), и создание подобного механизма на цену квадратного метра никак не повлияет.
Некоторые девелоперы скептически относятся к перспективам создания госфонда. Что именно их смущает, эксперты рассказали на форуме "Недвижимость в России".
По словам президента ГК "Мортон" Александра Ручьева, в подобной идее таится очень много опасностей, которых на данных момент участники рынка еще не видят и не понимают.
"Это нерегулируемая государственная история, которая находится вне рынка. Будет создан некий фонд, который будет самостоятельно устанавливать тарифы, которые будут собираться с девелоперов", — опасается он, сравнивая строительную отрасль с банковской.
"В конечном итоге, мы можем получить государственный регулятор как в банковской отрасли, где сейчас отзываются лицензии у банков. В строительной сфере может быть то же самое. Например, застройщику могут просто перекрыть доступ к средствам дольщиков", — считает А.Ручьев, напоминая, что на сегодняшний день привлечение средств граждан – это единственная возможность для девелоперов строить жилье.
Он считает, что рыночным механизмом в системе страхования дольщиков могло бы стать создание перестраховщика, которым может выступать АСВ застройщиков.
Согласен с коллегой и управляющий партнер "Химки Групп" Дмитрий Котровский, который отмечает, что в в ситуации с фондом пока "больше вопросов, чем ответов".
"Фонд, контролируемый государством, по сути своей не является рыночным механизмом. Это может быть как, например, с Пенсионным фондом: в случае необходимости федеральные власти могут эти деньги изъять и направить не на достройку объектов, а на другие не менее важные социальные нужды", — считает эксперт.
Он отмечает, что механизм работы данного фонда на сегодняшний день непонятен.
Президент ГК "Кортрос" Вениамин Голубицкий отчасти солидарен с коллегами. Он отмечает, что создание подобного механизма – непростая задача, поэтому в конечном итоге госфонд может просто стать сложным в работе инструментом.
"Мы поддерживаем создание госфонда, однако, процесс перехода от одного инструмента к другому может быть очень сложным", — говорит он.
Управляющий партнер "Группы ЛСР" Иван Романов также как и коллега отмечает, что сначала нужно досконально проработать нормативно-правовую базу. "Если фонд реально начнет работать и создаст реальную альтернативу существующему страхованию, то почему бы и нет", — уверен он.
Президент группы ПСН Максим Гасиев представляет иную точку зрения, отмечая, что "в строительной сфере без госрегулирования не обойтись".
По мнению эксперта, рыночные механизмы в чистом виде могут быть не менее опасны для отрасли, чем контроль со стороны государства. Дольщик не является участникам рынка, отмечает он.
"Сегодня у государства непростая задача – найти баланс между госрегулированием и рыночными механизмами, но это сделать необходимо, поскольку защита прав дольщиков, которые участниками рынка не являются, — это задача государства", — заключает он.
К чему приведет создание подобного механизма в сфере строительство – покажет время. По словам М.Меня, государственный компенсационный фонд долевого строительства должен заработать с 1 января 2017 года.
Он отметил, что сейчас стоит задача обеспечить правовую основу в поправках в 214-ФЗ (закон о дольщиках — ИФ) для создания государственного компенсационного фонда.
При этом министр добавил, что пока рано говорить о конкретике, поскольку поручение по созданию фонда было озвучено президентом РФ Владимиром Путиным в начале мая.
"Какой будет его (фонда – ИФ) организационно-правовая форма, сейчас обсуждается. Я думаю, для людей это, наверное, не столь принципиально, потому что для людей важно, что это будет государственный фонд, который будет на определенных условиях санировать объекты, которые по объективным причинам не были достроены", — сказал М.Мень.
Он заверил, что государство планирует с помощью фонда убрать с рынка недобросовестных застройщиков.
"Я напомню, что президент РФ подчеркнул на Госсовете, что мы не должны потакать "жуликоватым застройщикам", — добавил министр.