3 сентября 2016 года в г. Анапа Краснодарского края начал свою работу XXV Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2016». В этом, юбилейном, году в главном конкурсе полнометражных картин за приз борются картины из Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана, России. Все они – авторства лауреатов фестиваля Киношок прошлых лет. Председатель жюри Алла Демидова сказала, что она рада находиться на фестивале, ведь «кино – это форточка в чей-то мир, чью-то душу, и мне очень интересно в эту душу заглянуть. Особенно это касается кино Прибалтики, потому что я о ней в последнее время слышу не так много. Знаю, что в Литве хороший театр. Тем интереснее, потому что кино сублимирует в себе все виды искусства и современную жизнь».
Одной из самых любопытных программ смотра является конкурс короткометражных фильмов. 9 лет кураторы Виктор Ян Прокофьев и Лида Канашова определяют ГРАНИЦЫ ШОКА текущего года, улавливают тенденции и настроения кино и современного искусства, открывают молодых режиссеров, становящихся впоследствии реформаторами и создателями нового кино в России: Наташа Меркулова, Иван И. Твердовский, Павел Руминов, Георгий Молодцов, Соня Карпунина, Ира Волкова, Оксана Михеева, Александра Стреляная. Режиссеры Мариус Ивашкевичус, Мирослав Слабошпицкий, Марина Врода, победившие несколько лет назад на Киношоке в короткометражном формате сейчас определяют вектор в европейском кино и театре. Каждый год кураторы пишут манифест, сообщающий о заданных ими рамках отбора и причинах выбранной темы. 2016 год назван «Родственные прямые, родственные кривые».
Название конкурса этого года кураторы взяли из определения семьи британского социолога Энтони Гидденса: «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Жены и мужья, отцы и матери, отчимы и дети, бабушки, дедушки и внуки, братья и сестры, женихи и невесты – их отношения во всех возможных траекториях и координатах (прямые, кривые, параллельные, пересекающиеся и так далее) – внутри рассказываемых историй. Кажется даже, что все отобранные фильмы соединены между собой родственными связями – как будто это один фильм, который имеет не столько множество сюжетных линий, сколько не одно начало. Он начинается вновь и вновь неотступно и навязчиво, показывая зрителю героев, пытающихся построить или разрушить отношения. Начало каждый раз обрывается, уступая место следующему. Кстати, обрыв истории, повествования – это еще одно качество или симптом, который мы хотели бы отметить отдельно. Короткий метр, по мнению организаторов, перестал держать свою форму – он теперь часто выглядит завязочной частью большого кино – его временные границы ощущаются узкими и искусственными, явно недостаточными. Из-за этой незавершенности те смыслы, которые помогают увидеть мир и людей в целостности, полноте – теряются. В монтажной суете, эпизод за эпизодом авторское высказывание убегает от зрителя. Поэтому после просмотра многим хочется задать вопрос - «и что?», то есть «что дальше?», чтобы найти ответ на другой вопрос – «про что?».
Фестиваль продлится до 10 сентября, где на церемонии закрытия приз «Госпожа удача» им. Павла Луспекаева будет вручен Председателю жюри 25 Киношока, Народной артистке РФ актрисе Алле Демидовой.