В Росреестре рассказали, что сегодня самую массовую государственную услугу в стране можно получить без похода в офис ведомства или МФЦ и без общения с чиновниками.
Как объяснили корреспонденту "РГ" в ведомстве, документы на регистрацию прав теперь принимаются в офисах Сбербанка России при оформлении недвижимости клиентами. Потом специально обученные люди подают заявления в Росреестр через электронный сервис. Надо заметить, что сервис действует в рамках совместного проекта Росреестра и Сбербанка.
Возможность зарегистрировать недвижимость, не выходя из офиса банка, сегодня доступна в более чем сотне городов России.
Так, на днях заместитель Министра экономического развития РФ - руководитель Росреестра Виктория Абрамченко посетила с рабочим визитом Дагестан. Там она провела совещание по вопросам земельно-имущественных отношений, на котором присутствовал и временно исполняющий обязанности главы региона Владимир Васильев.
А заодно оба руководителя поздравили клиента 200-тысячной сделки, проведенной с помощью сервиса электронной регистрации недвижимости.
Всего на сегодняшний день сервисом воспользовались более 600 тысяч человек. Не все знают, что уже заработал проект банка и государственного ведомства. Важный момент - прием электронных пакетов осуществляется без привязки к месту и времени подачи.
У заявителя процесс обращения за этой исключительно важной госуслугой в электронном виде занимает всего три клика.
В ведомстве подчеркивают, что инновационный сервис развивается в соответствии с политикой Росреестра по переходу на бесконтактные способы получения государственных услуг.
Помимо удобства для граждан и сокращения сроков процедур бесконтактные технологии приносят ощутимый антикоррупционный эффект, так как исключают прямое общение гражданина и чиновника.
Но планы у Росреестра большие - для удобства граждан планируется развивать проект: привлекать к нему новых участников.
В формате этого проекта с ведомством уже сотрудничают несколько других банков и компаний-застройщиков. Правда, каких, пока не говорят.
В Росреестре корреспонденту "РГ" также рассказали, что в рамках этого совместного проекта в среднем по стране серьезно сокращены сроки оказания госуслуги.
Так, если в феврале 2017 года регистрация проводилась за 7 рабочих дней, то в конце прошлого года - менее чем за 3 дня.
При этом Росреестр не останавливается на достигнутом. В рамках проекта "Фабрика электронных регистраций", который в ведомстве запущен в июне 2017 года, срок регистрации прав в электронном виде вообще сокращен до двух рабочих дней. Этот проект успешно апробирован на базе Управления Росреестра по Московской области и будет внедряться поэтапно на всей территории страны. Следующими регионами, где заработают свои "Фабрики", станут Москва и Санкт-Петербург. С момента запуска проекта количество регистрационных действий по заявлениям в электронном виде увеличилось почти в четыре раза.
В декабре 2017 года было выполнено 17 200 таких действий.
Проект "Фабрика электронных регистраций" реализуется в рамках так называемой "Лаборатории будущего" Росреестра, открытие которой прошло неделю назад. Создание такой лаборатории стало результатом первых шагов ведомства по внедрению так называемого проектного подхода.
О том, насколько это было важное событие, можно судить по тому, кто пришел на это открытие. В нем приняли участие министр экономического развития России Максим Орешкин, заместитель министра экономического развития России - руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, председатель правления "Сбербанка России" Герман Греф и генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Плутник. В "Лаборатории" сейчас прорабатываются проекты, которые в недалеком будущем заработают на территории всей страны. В Росреестре рассказали, что в рамках "Лаборатории будущего" реализуются еще два важных и интересных проекта. Идея обеспечить трехмерное представление объектов недвижимости легла в основу проекта "3D-кадастр". В пилотном режиме он будет запущен в марте 2018 года на базе жилого квартала в центре Москвы. Помимо создания более корректной базы для государственной кадастровой оценки трехмерная технология позволит решать проблемы, которые возникают при представлении объектов недвижимости в двух измерениях.
Возможность увидеть будущее жилье в трехмерном пространстве граждане, скорее всего, оценят очень быстро. Преимущество детально ознакомиться с будущей квартирой или офисом открывает для собственников новые горизонты.
Еще один полезный проект Росреестра - электронный сервис "Жизненные ситуации". Он будет предоставлять пошаговые инструкции по получению государственных услуг Росреестра в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. А они зачастую бывают такими, что люди даже не сразу могут сообразить, с чего начинать свои действия и куда обращаться.
Например, человек столкнулся с тем, что ему необходимо оформить право собственности на долю в доставшейся по наследству квартире. Единицы смогут без запинки ответить на вопрос, с каких документов надо начинать оформление и каков порядок этих действий.
А как действовать при регистрации ипотеки? Для многих это неразрешимая проблема, которую самостоятельно решить нереально, а услуги специально обученных людей в лучшем случае будут очень дороги, а в худшем - непрофессиональны, что позже вновь родит дополнительные проблемы. Или поставит под угрозу собственность человека, если ему помогает мошенник.
Ну, а как запретить регистрационные действия с жильем без личного участия? На этот вопрос также сложно ответить неподготовленному собственнику.
Всего, как рассказали в Росреестре корреспонденту "РГ", в электронном сервисе "Жизненные ситуации" будут описаны 74 типовые коллизии, с которыми чаще всего сталкиваются рядовые граждане в повседневной жизни. Формы документов, в том числе договоров, также можно будет скачать при помощи сервиса. Сервис "Жизненные ситуации" будет размещен на официальном сайте Росреестра.
А к апрелю 2018 года будет разработано мобильное приложение. В полном объеме проект должен быть запущен до конца текущего года.