Рынок реализации и аренды недвижимости, при всем обилии рекламной информации об объектах, – область деятельности закрытая и противоречивая. Риэлторы часто выдают желаемое за действительное, формируют спрос посредством ложных утверждений и якобы «инсайдерских» вбросов, подогревая активность покупателей рапортами о «рекордных продажах» и «небывалом ажиотаже». О реальном положении дел маклеры рассказали RD анонимно, в приватной беседе…
В агентствах • В крупных и средних компаниях сегодня царят «чемоданные настроения». Тренер отдела подготовки молодых кадров известного риэлторского агентства делится сокровенными мыслями: «На самом деле, просто обидно: у нас были традиции подготовки новых специалистов, установившаяся практика повышения квалификации, закрепления опыта. Была система материального поощрения агентов-лидеров продаж, наработанная годами корпоративная культура, совместные тренинги, семинары, успешная история проведения праздников, тимбилдингов, квартальных отчетов… Агенты боролись за статус, участвовали в формировании внутреннего рейтинга. В зависимости от объемов продаж индексировались зарплаты и премии. Компания до недавнего времени представляла собой сплоченный коллектив с низкой текучкой, мы были командой, существовала преемственность, боязнь потерять место… Теперь же народ «утекает», люди массово увольняются. Особенно жалко старые кадры – костяк, с которыми некогда агентство стартовало фактически с нуля и доросло до размеров известной риэлторской фирмы».
• «Даже в кризис 2008 года все считали, что трудности временные, – рассказывает руководитель отдела продаж другого известного агентства. – Рынок продажи и аренды жилья был далек от насыщения, чувствовалось, что покупатель просто выжидает, когда пройдет острый момент. Деньги у населения были, была уверенность в завтрашнем дне. А сегодня есть ощущение, что поток платежеспособной публики иссякает. Люди боятся брать ипотеку на длительный срок. С другой стороны, банки с неохотой выдают кредиты, трудно отыскать поручителей на сделку, да и компаний, выдающих «белую» зарплату, все меньше. По факту, кредиты сегодня легко выдаются только менеджерам высшего и среднего звена, а эта публика и так способна купить жилье без посторонних инвестиций. Людям, получающим 80-120 тыс. рублей зарплаты, рассчитывать на долговременный кредит сегодня почти невозможно».
• «Увеличилось количество показов и время с момента экспозиции квартиры до заключения сделки, – сетует рядовой агент с 15-летним стажем. – Еще два года назад «однушки» в спальных районах – самый ходовой товар, уходили после трех-пяти показов. Срок рекламирования объекта на сайте составлял в среднем 1-1,5 месяца. Сегодня, поистине, «агента ноги кормят»: 20-25 показов до того, как найдется клиент! Срок экспозиции на самых посещаемых сайтах составляет 3-4 месяца. Клиент торгуется за каждую копейку. Просят оставить мебель, бытовую технику, проверяют, установлены ли счетчики на воду, стараются выторговать скидки по поводу не слишком свежего ремонта… Ипотеку все еще выгодно брать для приобретения новостроек эконом и комфорт-класса, поскольку объект торгуется массово и у застройщика есть договоренности с разными банками, различные льготы и преференции. А вот покупку вторичного жилья под 15% годовых банки финансируют неохотно».
Частные маклеры • Поскольку количество продаваемых и сдаваемых в аренду объектов сегодня представлено в большом количестве, покупатель не торопится с выбором. Впереди – лето, период отпусков и затишья, инфляция замедлилась, цены на жилье стабилизировались и даже – ожидаемо – будут снижаться к осени. А значит, у людей есть время подумать, поискать лучшие варианты и поторговаться.
Покупатель сегодня все больше попадается грамотный и разборчивый. Тщательно проверяют документы, близость объекта от метро, социальное окружение и инфраструктуру. Вот недавний пример. Клиентка сформулировала требования к объекту: нужно жилье в районе Волгоградского проспекта и Текстильщиков, а купила в результате квартиру в новом ЖК в Жулебино. Потому что в старых домах плохо пахло в подъездах, не понравились дворы, степень изношенности коммуникаций, близость оживленных дорог. А в районе новостройки девелоперы хорошо продумали внутреннее пространство квартала: озеленили ландшафт, создали парк, место для гуляния, а главное – оперативно обеспечили жилой массив инфраструктурой – детскими садами, школой, бассейном, СПА-центром, парковочными местами. В итоге клиентка, вполне оправданно, предпочла поменять близость к центру на высокий стандарт проживания. Два месяца и десятки показов стали ценой этого сложного решения.
• Торг сегодня вялый, быстрых продаж нет уже более года. Москвичи в основном предлагают альтернативные сделки (съезд/разъезд, обмен жилья по разным районам). Заметно увеличился процент иногородних покупателей.
Но, справедливости ради, – рынок был сильно «перегрет» в последние годы. Теперь же есть вероятность «сдувания пузыря» и стабилизации цен в границах рентабельности. А еще кризис – лучшее время для «чистки рядов». Прошли времена, когда ретивые продавцы наживались на растущем тренде, риэлторы имели слишком высокие гонорары и диктовали покупателю свои условия. Сегодня есть вероятность, что с поля уйдут случайные игроки и останутся только профессионалы, умеющие работать на результат, слышать клиента и зарабатывать авторитет с помощью положительных рекомендаций.