Как власти Свердловской области намерены развивать агломерацию Большой Екатеринбург? Что изменится в городе к 2035 году?
Амбициозные проекты
Ставку делают и на совместные проекты городов-участников агломерации. Масштабный проект - строительство трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Основная идея проекта - следование трамвая по выделенной полосе со скоростью 40–50 километров в час, что позволит преодолеть расстояние от Екатеринбурга до Верхней Пышмы за 25 минут.
Амбициозным проектом, который фактически еще сильнее сузит границы между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, станет проект комплексного освоения территорий «Изумрудный бор».
Проектом по улучшению транспортного сообщения Екатеринбурга с Березовским станет строительство клеверной развязки на пересечении улицы Блюхера и Екатеринбургской кольцевой автодороги и строительство новой трамвайной линии Екатеринбург — Березовский.
В долгосрочной перспективе планируется построить трамвайную линию через микрорайон «Северный Химмаш» к аэропорту Кольцово с продлением её до Арамиля.
Важнейшим проектом развития Екатеринбурга и агломерации в целом станет создание к 2030 году крупнейшей в стране грузовой железнодорожной станции в посёлке Большое Седельниково.
Аэропорт Кольцово будет выполнять функции полноценного грузового и пассажирского хаба с развитой трансфертной и транзитной картой.
Экологически значимым инвестиционным проектом станет создание предприятия по утилизации иловых осадков и сточных вод Екатеринбурга и городов-спутников. Предприятие позволит в десятки раз снизить объёмы отходов аэрационных станций Екатеринбурга, Ревды, Арамиля, Верхней Пышмы, Березовского, Первоуральска и Среднеуральска. Отходы будут превращаться в сырьё для цементной промышленности.
Границы стираются
По мере развития и расширения территории городов Екатеринбургской агломерации фактически происходит стирание границ между ними. Это связано с процессами развития социально-экономических связей между городами и созданием совместных общественных проектов, в которых заинтересованы участники агломерации.
Не исключено, что по мере развития Екатеринбургской агломерации потребуется совершенствование системы ее административно-территориального деления. Уже сегодня необходимо упростить некоторые вещи, такие как деление на районы.
Например, в границах Екатеринбурга существует необходимость выделения планировочного района Академический в отдельную единицу. В настоящее время количество проживающих здесь составляет около 40 тысяч человек. По планам к 2023 году будет жить уже около 70 тысяч человек, а к моменту окончания строительства — около 300 тысяч человек.
Важный элемент успешного развития агломерации - согласование генеральных планов развития городов-участников. Схема территориального планирования позволит повысить эффективность использования застроенных территорий, осуществить строительство и развитие инфраструктуры между городами, построить жильё на этих территориях, привлечь инвесторов.
Единый рынок жилья
На протяжении многих лет Екатеринбургскую агломерацию естественным путём формировали исторически сложившиеся социально-экономические, культурные, рекреационные, транспортные связи Екатеринбурга с Верхней Пышмой, Березовским, Арамилем, Сысертью и другими близлежащими городами. Сегодня у Екатеринбурга с городами-спутниками создан единый рынок труда, рынок услуг, в том числе образовательных, рынок жилья. Это говорит о том, что город вместе со спутниками уже развивается как сложившаяся агломерация полицентрического типа.
Пространственное развитие Екатеринбургской агломерации планируют осуществлять за счёт повышения эффективности использования застроенных городских территорий, развития и гармонизации общественных пространств, развития и обновления транспортной системы.
Важным этапом развития Екатеринбургской агломерации станет разработка стратегий развития районов самого Екатеринбурга, что позволит не только определить перспективы развития районов в целом, но и выявит перспективные возможности для эффективного и взаимовыгодного использования окраинных территорий Екатеринбурга и прилегающих к ним территорий городов-спутников.
Власти уверяют, что развитие агломерации отнюдь не приведёт к поглощению Екатеринбургом городов-спутников. По крайней мере, юридический статус муниципалитетов, городам, входящим в агломерацию, обещают сохранить.